ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 сентября 2008 года Дело N А41-6199/08

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Макаровской Э.П. Судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н., при участии в заседании:

от истца (заявителя): - Абросимов Ю.В. - доверенность N 1302 от 26.05.2008; Политыкина Е.С. - доверенность N 3193 от 10.10.2007;

от ответчика: - Азанова А.Г. - доверенность N 1080-ю-исх от 22.10.2007;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2008г. по делу N А41-К2-6199/08, принятое судьей Афанасьевой М.В. по заявлению МУП «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании постановления по делу об административном правонарушении N 1-26-0274-10-2008 от 03.03.2008 незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области (МУП «УЖХ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 32-34, 45-46) к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (Госжилинспекция, ГУ «ГЖИ МО») о признании незаконным и отмене постановления Госжилинспекции по делу об административном правонарушении N 1-26-0274-10-2008 от 03.03.2008.

Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2008г. в удовлетворении заявленных требований оказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП «УЖХ» Одинцовского муниципального района Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В судебном заседании представители МУП «УЖХ» Одинцовского муниципального района Московской области поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель Государственной жилищной инспекции Московской области возражала против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением от 30.01.2008 N 1-26-0274-10-2008 ГУ «ГЖИ МО» вменялось в обязанность провести с 30.01.2008 по 29.02.2008 внеплановое мероприятие по государственному контролю (надзору) за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МУП «Управление жилищного хозяйства», расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул. Вокзальная, д. 9 (л.д.57).

19.02.2008 ГУ МО «ГЖИ МО» было вынесено уведомление N 1-26-0274-10-2008 о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору), которое получено предприятием.

По результатам проведенного мероприятия 21.02.2008 составлен Акт 1-26-0274-10-2008, в котором указаны выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома N 9 по ул.Вокзальная, г. Одинцово Московской области, выразившиеся в не проведении ремонтных работ подъезда N 4 данного жилого дома, а именно: подъезд N 4 находится в неудовлетворительном техническом состоянии: не покрашен, следы потеков, множественные надписи на стенах, потолке, разрушение штукатурного и окрасочного слоев, плесень, трещины, разрушение напольной плитки, стены подъезда между 3 и 4 этажами имеют разрушения кирпичной кладки. Почтовые ящики имеют механические повреждения, электрооборудование и электропроводка в неудовлетворительном техническом состоянии. Между 2 и 3 этажами остекление в одну нитку. Таким образом, были нарушены п.п. 4.8.2, 4.8.4, 4.8.7, 4.8.9, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 (Правила).

21 февраля 2008 года консультантом ТО N 10 ГУ МО «ГЖИ МО» Раевской О.Ю. по факту правонарушения в отсутствие законного представителя (явился представитель без доверенности), надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола (л.д. 65), составлен протокол об административном правонарушении N 1-26-0274-10-2008 (л.д. 66-68). В тот же день вынесено предписание N 1-26-0274-10-2008 об устранении нарушений до 15.04.2008 (л.д. 69-71) и определение N 1-26-0274-10-2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 72).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника ГУ МО «ГЖИ» Комаров С.С. 03 марта 2008г. вынес постановление N 1-26-0274-10-2008 о привлечении МУП «Управление жилищного хозяйства» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с постановлением Госжилинспекции МО N 1-26-0274-10-2008 от 03.03.2008, МУП «УЖХ» Одинцовского муниципального района Московской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47 ГЖИ МО, Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ Госжилинспекция является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.

Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.

Согласно Уставу МУП «Управление жилищного хозяйства» предметом деятельности Общества является обеспечение комплексного обслуживания и эксплуатации закрепленного за ним жилого и нежилого фонда.

Основными видами деятельности являются: содержание и эксплуатация жилого фонда и объектов коммунального назначения, своевременный ремонт элементов зданий, гарантирующий бесперебойную работу инженерно-технического оборудования, домов и сооружений; проведение текущего и капитального ремонта жилого фонда; осуществление мероприятий по подготовке жилого фонда к сезонной эксплуатации; организация и обеспечение текущего содержания, санитарной очистки и ремонта строений, их инженерного оборудования, объектов внешнего благоустройства и озеленение, уборки и ремонта закрепленной территории и вывоз мусора; заключение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с домовладельцами любых организационно-правовых форм и форм собственности; выполнение полного комплекса функций заказчика по реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов жилищного и производственного назначения, и т.д.

Учитывая изложенное, суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что именно МУП «УЖХ» должно нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию жилищного фонда, проводить контрольные мероприятия в целях выявления потребности осуществления ремонта жилых домов, осуществлять распределение денежных средств на текущий ремонт, своевременно запрашивать денежные средства на проведение капитального ремонта домов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником жилого дома, находящегося по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 9 является Муниципальное образование «Одинцовский муниципальный район Московской области» в лице Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, что подтверждается Распоряжением Администрации N 431-р от 28.04.2006 (л.д. 17).

Согласно договору по управлению и эксплуатации муниципальных многоквартирных жилых домов от 28.03.2006, заключенному между Администрацией Одинцовского муниципального района и МУП «Управление жилищного хозяйства», предприятие выполняет за плату работы и услуги в целях управления муниципальными многоквартирными жилыми домами собственника - Администрации Одинцовского муниципального района, обеспечивает надлежащую эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений общей площадью 1151,1м. согласно приложению N 1 и предоставляет качественные услуги собственнику жилых домов и пользующимся этими помещениями в этих домах лицам, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирных домов деятельность (л.д. 75-81). Предприятие обязуется оказывать коммунальные услуги и выполнять работы по содержанию, текущему ремонту помещений в многоквартирном доме в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

По договору N 1 управления многоквартирным домом от 30.11.2007 (л.д. 36-38), заключенному МУП «УЖХ» (управляющая компания) с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района, Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с договором N 1 от 30.11.2007 предприятие обязано оказывать услуги и выполнять работы в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступивших в адрес Управляющей организации от Собственников; согласно п. 4.1 договора размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным Органами местного самоуправления; согласно п. 2.1.1 Договора услуги и работы выполняются в пределах денежных средств, поступивших в адрес управляющей организации от Собственников, а фактических расходов по дому N 9, ул. Вокзальная, г. Одинцово произведено больше, чем поступивших средств от населения, в связи с чем вины предприятия нет, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Согласно договору от 01.06.2004 N 1-У-П, заключенному между МУП «Управление жилищного хозяйства», МУП Одинцовского района «Информационно-расчетный центр», ОСП Одинцовский почтамт УФПС Московской области филиал ФГУП «Почта России», стороны установили порядок учета и распределения платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению МУП «Управление жилищного хозяйства» (л.д. 84-88).

В соответствии с п. 1.2 Договора МУП Одинцовского района «Информационно-расчётный центр» поручает, а ОСП Одинцовский почтамт УФПС Московской области филиал ФГУП «Почта России» принимает на себя обязательства за вознаграждение осуществлять операции приема платежей от физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг с применением штрих-кодовой технологии в пользу МУП «Управление жилищного хозяйства» путем перечисления денежных средств на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства».

В соответствии с п. 1.3 Договора ОСП Одинцовский почтамт УФПС Московской области филиал ФГУП «Почта России» предоставляет МУП Одинцовского района «Информационно-расчётный центр» информацию о поступивших от населения платежах и платежах поставщику жилищно-коммунальных услуг МУП «Управление жилищного хозяйства».

В соответствии с п. 4.1.4 Договора ОСП Одинцовский почтамт УФПС Московской области филиал ФГУП «Почта России» обязан производить перечисление принятых от населения платежей на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства».

Согласно п. 3.2.2 Договора МУП «Управление жилищного хозяйства» обязано осуществлять выверку данных о поступлении платежей за жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет путем подписания ежемесячного трехстороннего акта в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем.

Предприятие не представило доказательств того, что им предпринимались меры по взысканию дебиторской задолженности.

В Правилах обязанность ответственной организации по содержанию в надлежащем порядке жилищного фонда не ставится в зависимость от перечисления из бюджета денежных средств для исполнения этой обязанности, и является ли дом аварийный и ветхим.

МУП «УЖХ» является коммерческой организацией: осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск (ст. 2 ГК РФ), поэтому само должно планировать свои расходы и доходы, количество работников, определять очередность работ по мере их значимости для сохранения дома и обеспечения нормальных условий проживания жильцов.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при принятии на себя обязанностей по управлению эксплуатацией жилищного фонда, в том числе организацию содержания, технического обслуживания и ремонт муниципального имущества, в том числе и спорного дома, предприятие имело представление о том, какие дома и в каком состоянии оно принимает, какие дома требуют ремонта, какое количество денежных средств и работников необходимо для проведения капитального ремонта жилых домов.

Как следует из Акта (л.д. 60-61) жилой дом по ул. Вокзальная, д. 9 является 9-ти этажным домом 1975 года постройки, вид кровли - мягкая.

Согласно письму от 29.02.2008 N 544 дом принят на баланс МУП «УЖХ» от войсковой части 93793 (КЭЧ) в сентябре 1998г., ремонт подъездов N 1, 2, 3, 5, 6 проводился в 2006-2007гг. (л.д. 73-74), капитальный ремонт электрооборудования - в 2000 году.

В соответствии с гл. 2 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В силу п. 3.2.9. Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.

В соответствии с пп. 4.8.2., 4.8.4., 4.8.7., 4.8.9., 4.8.11., 4.8.12., 4.8.14 Правил металлические элементы лестниц следует периодически через каждые пять-шесть лет окрашивать, предварительно очищая поверхности от ржавчины.

Окраску конструкций лестниц следует производить через каждые пять лет. Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.

Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).

Лестничные клетки:

- должно быть исправным остекление;

- наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;

- помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С;

- должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье -не реже 1 раза в месяц;

- рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега.

В соответствии с п. 3.2.8. Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.

В соответствии с п.п. 5.6.2 и 5.6.6 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:

- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;

- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;

- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;

- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;

- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;

- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);

- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.

Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома, обязаны:

- обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;