• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 октября 2008 года Дело N А41-7161/08

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года, Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2008 года, Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.М., судей Гагариной В.Г., Слесарева А.А., при ведении протокола судебного заседания: Пунцевой А.Е.,

при участии в заседании: от заявителя: Фалина Д.А., по доверенности N 4 от 21.01.2008г., от ответчика: Ликсутина А.А., по доверенности N 1124 от 26.05.2008г.; Яковцевой И.В., по доверенности б/н от 11.08.2008г.,

3-и лица: от МВД России - Зык О.В., по доверенности N 1/10381 от 29.12.2007г.; от Управления Федерального казначейства по Московской области - Устькачкинцева И.С., по доверенности N 7 от 09.01.2008г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2008 года по делу NА41-7161/08, принятое судьей Козловым Р.П., по заявлению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области к Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», с участием третьих лиц - МВД России, Управления Федерального казначейства по Московской области о взыскании 629 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (далее - образовательное учреждение, институт) о взыскании незаконно израсходованных средств в сумме 638 499 рублей (т.1 л.д. 6-8).

В суде первой инстанции заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил сумму, подлежащую взысканию, на 9 499 рублей в связи с ее оплатой (т.2 л.д. 8).

Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2008 года по делу N А41-7161/08 в удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений отказано.(т. 2 л.д.10-11).

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что незаконно израсходованные бюджетным учреждением средства федерального бюджета подлежат возмещению в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством в бесспорном порядке.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2008 года и взыскать с Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» незаконно израсходованные средства в сумме 629 000 рублей в доход федерального бюджета.

В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указал, что поскольку незаконно израсходованные образовательным учреждением денежные средства, в нарушение Указа Президента РФ от 25 июля 1996 года N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», не были возмещены в доход федерального бюджета в течение одного месяца по предписанию управления, указанные денежные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в принудительном порядке в ходе арбитражного производства.

Образовательное учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу управления, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в котором, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, указало, что при рассмотрении заявления ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе управлением не приведена ссылка на нормативный правовой акт, содержащий понятие незаконного расходования средств федерального бюджета, в соответствии с которым можно расценивать действия организации бюджетополучателя как таковые.

Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу заявителя не представлены.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы жалобы поддержал, просил состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный. Кроме того, пояснив, что незаконность израсходования средств федерального бюджета выразилась в том, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета институту на выплату заработной платы лицам, имеющим специальные звания, были израсходованы институтом на выплату заработной платы гражданскому персоналу, т.е. институтом была нарушена цель использования выделенных средств бюджета.

Представитель института в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая, что решение Арбитражного суда Московской области является законным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Представители МВД РФ и Управления Федерального казначейства по Московской области в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, указав, что незаконно израсходованные средства федерального бюджета бюджетным учреждением подлежат возмещению в соответствии с бюджетным законодательством в бесспорном порядке.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области с 29 ноября 2007 года по 28 декабря 2007 года была проведена ревизия использования средств федерального бюджета и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» за период с 01 января 2005 года по 31 сентября 2007 года.

Актом от 28 декабря 2007 года (т.1 л.д. 16-41) установлено, что в нарушение утвержденной сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на 2005 год, за счет средств федерального бюджета незаконно произведены расходы на оплату труда гражданского персонала в общей сумме 629 000 рублей., содержание которого в соответствии с утвержденной на 2005 год сметой доходов и расходов по внебюджетной деятельности и утвержденным штатным расписанием, должно производиться за счет внебюджетных источников.

Образовательному учреждению направлено Предписание по устранению выявленных нарушений N 10 от 16 января 2008 года (т.1 л.д. 10-15), в котором указано на необходимость возместить в федеральный бюджет незаконно израсходованные средства федерального бюджета в сумме 629 000 рублей.

Как следует из Письма N 460 от 04 марта 2008 года (т.1 л.д. 116-118), нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) было вызвано отсутствием в начале 2005 года внебюджетных средств, необходимых для выплаты заработной платы работникам института, поэтому выплата произведена за счет бюджетных средств.

В Письме сообщается о том, что с целью возмещения в федеральный бюджет незаконно израсходованных средств Платежным поручением N 355 от 29 февраля 2008 года (т.1 л.д. 111) в ТУ Росфиннадзора была направлена сумма в размере 629 000 рублей.

Данное платежное поручение возвращено образовательному учреждению без исполнения со ссылкой на Письмо Минфина РФ N 02-13-10/3471 от 18.12.2007г. (Уведомление о возврате платежных поручений, не прошедших оперативный контроль - т.1 л.д. 113-115).

Согласно Письму N 02-13-10/3471 от 18.12.2007г. при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств, осуществляется блокировка расходов бюджета.

Блокировка расходов бюджета осуществляется в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 162н «Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации».

Министерство финансов Российской Федерации указало, что получатели средств федерального бюджета не могут осуществлять возмещение незаконно израсходованных средств за счет средств, выделенных получателям средств из федерального бюджета, или средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 289 БК РФ в случае нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям применяются следующие меры ответственности:

- привлечение руководителей получателей бюджетных средств к административной ответственности;

- изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Исходя из содержания данной нормы, такая мера ответственности как изъятие бюджетных средств может быть применена непосредственно при обнаружении нарушения бюджетного законодательства и только в отношении оставшихся неизрасходованными денежных средств, выделенных из федерального бюджета.

Как явствует из материалов дела, проверка деятельности института проводилась за период с 01 января 2005 года по 31 сентября 2007 года, нарушение ст.ст. 70, 161 БК РФ имело место в 2005 бюджетном году, что не оспаривается институтом и МВД РФ.

Таким образом, изъятие бюджетных средств, с учетом того, что нарушение имело место в 2005 году, а было выявлено только в декабре 2007 года, не допустимо.

Как следует из Письма N 02-13-10/3471 от 18.12.2007г. при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств получателями средств бюджета применяется другая мера реагирования, направленная на восстановление законных интересов бюджета, а именно блокировка расходов бюджета в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 162н.

Данным Приказом утвержден Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации (далее - Порядок сокращения лимитов).

В соответствии с абз. 1 и 3 пункта 1 Порядка сокращения лимитов Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет в соответствующий департамент Министерства финансов Российской Федерации сводное уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств, составленное по главному распорядителю и подведомственным ему распорядителям и получателям средств федерального бюджета с расшифровкой соответствующих изменений по ведомственной, функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации по форме согласно приложению N1 к названному Порядку на бумажном носителе и в электронном виде.

Сводное уведомление на магнитном носителе направляется Росфиннадзором отдельно каждому курирующему департаменту.

Курирующий департамент в течение пяти рабочих дней с даты получения сводного уведомления от Росфиннадзора или представлений Счетной палаты Российской Федерации:

без согласования с главным распорядителем формирует в электронном виде справку об изменении лимитов бюджетных обязательств (далее именуется - справка) согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;

согласно имеющимся представлениям Счетной палаты Российской Федерации формирует сводное уведомление на суммы средств, израсходованных получателями средств федерального бюджета не по целевому назначению. Справка формируется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку;

при поступлении сводного уведомления Росфиннадзора или представления Счетной палаты Российской Федерации, содержащего коды бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшие до 1 января 2005 года, осуществляет дополнительный ввод соответствующих новых кодов бюджетной классификации Российской Федерации, при этом старые коды сохраняются. В случае реорганизации главного распорядителя и изменения кода ведомственной классификации расходов федерального бюджета осуществляет ввод в сводное уведомление нового (новых) кода главного распорядителя (п.2 Порядка сокращения лимитов).

Апелляционный суд считает необходимым отметить, что Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного контроля в Российской Федерации» N 1095 от 25 июля 1996 года, на который ссылается управление, носит общий характер.

Пунктом 4 абз. 2 данного Указа предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В то же время, в Указе не раскрыта процедура и порядок возмещения незаконно или не по целевому назначению израсходованных средств бюджета.

Правовой пробел с учетом специфики организаций - получателей бюджетных средств - восполняется Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 162н, которым утвержден Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в отношении института должен применяться внесудебный порядок возмещения указанных средств бюджета.

Не выполнение же одним из участников бюджетных отношений внесудебного порядка разрешения спорных правоотношений не может служит основанием для его разрешения в судебном порядке.

Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого определения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2008 года по делу NА41-7161/08 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий - судья
А.М. Кузнецов

Судьи
В.Г. Гагарина
А.А. Слесарев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-7161/08
Принявший орган: Десятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 октября 2008

Поиск в тексте