ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 декабря 2007 года Дело N А41-К2-12867/07

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2007г.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2007г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,

судей Мордкиной Л.М., Александрова Д.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): - Кудинов М.А. - представитель по доверенности от 12.12.2006 по 31.12.2008;

от ответчика:- Суконкина Н.М. - ведущий специалист юр. отдела по доверенности N 3-01/03 от 09.01.2007 по 31.12.2007;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Жуковскому Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2007г. по делу N А41-К2-12867/07, принятое судьёй Соловьевым А.А. по иску (заявлению) ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» к ИФНС России по г. Жуковскому Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания «Туполев» (ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев», Общество, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений - т.1, л.д. 59) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Жуковскому Московской области (ИФНС России по г.Жуковскому МО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции от 28.06.2007 N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 1727903 руб. и пени в размере 35681 руб. 20 коп., а также предложения ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1727903 руб., пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35681 руб. (п.1 и п.3 оспариваемого решения).

Решением Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2007 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Жуковскому Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается, в частности, на то, что ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев», получив в правособственность недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение земельные участки; право пользования земельным участком документально закреплено за ОАО «АНТК им. А. Н. Туполева», но фактическим пользователем этой земли является ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев»; однако формальный пользователь земельного участка вынужден нести налоговое бремя исключительно за документальное указание наличия у него права пользования этой землей, при этом ОАО «АНТК им. А. Н. Туполева» правом пользования земельным участком не пользуется; таким образом, именно у фактического пользователя земли - ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» - возникает обязанность по уплате земельного налога.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Жуковскому Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» против удовлетворения жалобы возражала по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Жуковскому Московской области, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N000714606, ИНН 5013044678 (т.1, л.д. 21).

28 марта 2007г. ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» представило в ИФНС России по г.Жуковскому Московской области налоговую декларацию по земельному налогу (т.1, л.д. 112-114). По данному факту ИФНС России по г. Жуковскому Московской области на основании ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка.

По результатам рассмотрения материалов проверки начальником ИФНС России по г. Жуковскому Московской области вынесено решение от 28.06.2007 N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д. 22-25), которым ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» начислен земельный налог в сумме 1727903 руб. и пени в размере 35681 руб. 20 коп.; Обществу также предложено уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1727903 руб. и пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35681 руб.

Не согласившись с решением Инспекции N 70 от 28.06.2007, ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст.64-68, 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права.

Согласно ст.ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Основанием для уплаты земельного налога является наличие документа, подтверждающего право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором (т.1, л.д. 63-65) о создании ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» в счет оплаты уставного капитала Общество приняло в собственность недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права - т.1, л.д. 60-62, 67-97).

Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права собственности, заключающийся в необходимости государственной регистрации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Поэтому организация, являющаяся собственником приобретенного здания (сооружения, помещения), признается налогоплательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (доли земельного участка), занятый объектами недвижимости. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости.

В соответствии с п.1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п.3 ст. 552 ГК РФ).

Аналогичная норма содержится и в ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Эти основания определены в ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с гражданским законодательством такими основаниями, в частности, могут быть договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Основания, порядок и отдельные случаи предоставления юридическим лицам земельных участков из государственных и муниципальных земель регулируются ст.ст. 28-36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки, на которых расположены здания, принадлежащие ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» на праве собственности, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева», свидетельство от 09.10.1992 N342 (т.1, л.д. 27).

Таким образом, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева» (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) плательщиком земельного налога признается именно ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева».

Документов, которые в установленном порядке порождали бы какие-либо права ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» на земельные участки, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» не будет признаваться плательщиком земельного налога независимо от уплаты (неуплаты) земельного налога ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Учитывая, что недвижимость (здания, сооружения) находится на земельных участках, принадлежащих ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева» на праве постоянного (бессрочного) пользования, а ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» согласно ст. 20 ЗК РФ указанные земельные участки на таком праве предоставляться не могут, последнее, как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в связи с приобретением здания, строения, сооружения (п.2 ст. 268, п.1 ст. 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельные участки путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Данная позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N 11.

По запросу ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» в Министерство финансов Российской Федерации о порядке применения актов законодательства в части земельного налога до и после 01.01.2006 были получены разъяснения, а именно: письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2006 N 03-06-02-04/151 и от 20.06.2006 N 03-06-02-04/89 (т.1, л.д. 35-39), а в соответствии с п.1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Также данная правовая позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2007 N 03-05-05-02/21 (т.1, л.д. 125-128), которое было доведено ФНС России до сведения нижестоящих налоговых органов письмом от 02.07.2007 N СК-6-11/519

(т.1, л.д. 124).

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не принят во внимание тот факт, что письма Минфина не носят силы нормативного правового акта, имеют рекомендательный характер и не могут быть положены в основу доказательств того, что ОАО «ЦЛИС и АТО «Туполев» не является плательщиком земельного налога, не принимается судом апелляционной инстанции.

Согласно п.3 ч.1 ст. 111 HK РФ выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Общества отсутствовала реальная возможность в одностороннем порядке получить документ, являющийся основанием для установления земельного налога, так как землепользователем (п.3 ст.5 ЗК РФ) данного земельного участка является ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева» (свидетельство на право собственности, на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.10.1992 N 342 - т.1, л.д. 27); в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.

Налоговым органом при начислении земельного налога за 1 квартал 2007 года также не было учтено, что 15 февраля 2007г. был осуществлен переход права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, от Общества к владельцам инвестиционных паев Закрытого инвестиционного фонда «РОСТ-Фонд» (т.1, л.д. 98-108).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение ИФНС России по г. Жуковскому Московской области от 28.11.200 N 70 об отказе привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию незаконным в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2007г. по делу NА41-К2-12867/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г.Жуковскому Московской области - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Жуковскому Московской области в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по апелляционной жалобе.

     Председательствующий
 Э.П. Макаровская

 Судьи
 Л.М. Мордкина
Д.Д. Александров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка