ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 года  Дело N А11-15619/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)

в округе Муром и Муромском районе Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2010,

принятое судьей Кузьминой Т.К.,

по делу № А11-15619/2009

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации

(государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе

Владимирской области

о взыскании с индивидуального предпринимателя Зеленова Валерия Ивановича

недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

и  у с т а н о в и л :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области (далее – Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании  с индивидуального предпринимателя Зеленова Валерия Ивановича (далее – Предприниматель) 720 855 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 148 355 рублей 54 копеек пеней.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1, 2, 6, 10, 14, 24, 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», заявитель жалобы считает, что сведения о задолженности Предпринимателя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, переданные Управлению налоговым органом, являются достаточными доказательствами наличия такой задолженности и не требуют установления данного факта пенсионным органом; Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не регламентирована процедура принятия органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании полученных от налогового органа сведений.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов пенсионного органа, просил оставить жалобу без удовлетворения; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области (далее – Инспекция) провела выездную налоговую проверку деятельности Предпринимателя, в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 05.09.2008, результаты которой оформила актом от 21.08.2009 № 03-13/33, и установила неуплату страховых взносов за 2007 год в сумме 720 855 рублей в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 5 148 965 рублей.

Сопроводительным письмом от 24.09.2009 № 03-13/17651 Инспекция направила Управлению выписку из акта от 21.08.2009 № 03-13/33 и сведения о суммах задолженности Предпринимателя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Получив указанные документы, Управление направило Предпринимателю требование от 05.10.2009 № 681621 об уплате в срок до 25.10.2009 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 720 855 рублей и 148 355 рублей 54 копеек пеней, начисленных за период с 22.04.2008 по 05.10.2009.

Предприниматель в добровольном порядке данное требование не исполнил, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд за их взысканием.

Руководствуясь статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что Управление не представило решение о взыскании с Предпринимателя спорной суммы задолженности и документы, подтверждающие её наличие.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001  № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В рассматриваемом случае в качестве основания для доначисления Предпринимателю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 720 855 рублей налоговый орган указал на выплату Предпринимателем заработной платы, не учтенной в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом в акте проверки имеются ссылки на протоколы допросов свидетелей, расчеты страховых взносов и пеней, оформленные в виде приложений к акту проверки. Вместе с тем данные документы, подтверждающие правомерность доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в материалах дела отсутствуют.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал представленные в дело документы и установил, что Управление не представило доказательств, подтверждающих наличие у Предпринимателя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 720 855 рублей и пеням в сумме 148 355 рублей 54 копеек.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Предпринимателя спорной суммы задолженности.

Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не являются основанием для отмены принятого судебного акта.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского  округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2010 по делу  № А11-15619/2009  оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.В. Шутикова  

     Судьи

     И.Л.   Забурдаева

     Н.Ш.   Радченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка