ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2010 года  Дело N А11-4013/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего  Евтеевой М.Ю.,

судей  Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя (после перерыва): Иванова О.М. – председателя

(выписка из протокола от 10.11.2006 № 04),

от заинтересованного лица: Леухиной Т.Ю. (доверенность от 29.05.2009)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Совета народных депутатов муниципального образования «Сельское поселение

Филипповское» Киржачского района Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2009,

принятое судьями Андриановой Н.В., Фиохиной Е.А., Поповой З.В.,

по делу № А11-4013/2009

по заявлению колхоза им. Кирова

к Совету народных депутатов муниципального образования «Сельское поселение

Филипповское» Киржачского района Владимирской области

о признании недействующим нормативного правового акта

и  у с т а н о в и л :

колхоз им. Кирова (далее – Колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к Совету народных депутатов муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» Киржачского района Владимирской области (далее – Совет) о признании недействующим решения от 25.02.2009 № 13/117 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» Киржачского района Владимирской области», как не соответствующего статьям 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятого неуполномоченным органом.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Киржачского района (далее – Администрация).

Решением от 13.10.2009 заявленное требование удовлетворено.

Совет не согласился с принятым решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил (истолковал) статью 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 28, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации». На его взгляд, оспариваемое решение принято уполномоченным органом,  поскольку полномочия органа местного самоуправления поселения передаются органу  местного самоуправления муниципального района только по соглашению, а не по решению или постановлению; общественные слушания проекта генерального плана во всех  населенных пунктах осуществить не удалось, однако население имело возможность с ним  ознакомиться, какие-либо претензии по этому поводу отсутствовали; суд не указал, в чем состоит нарушение прав и законных интересов Колхоза.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Колхоз не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; извещенная  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное  заседание не  направила.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 29.12.2009 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения  проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Совет принял решение  от 25.02.2009 № 13/117, которым утвердил генеральный план муниципального образования «Сельское поселение Филипповское».

Колхоз, посчитав, что это решение не соответствует статьям 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принято неуполномоченным органом и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 24, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.

В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону,  федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 9 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В силу пункта 11 статьи 24 Кодекса проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии с требованиями статьи 28 Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о  результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой  местной администрации городского округа соответственно в представительный орган  местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (пункт 12 статьи 24 Кодекса).

В пунктах 1 и 3 статьи 28 Кодекса установлено, что в целях соблюдения права  человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке в каждом населенном пункте муниципального образования.

Из представленных в дело документов следует и суд первой инстанции установил, что публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» проведены не во всех населенных пунктах, входящих в состав данного муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса и пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Устава муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» органы местного самоуправления поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Киржачского района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления  передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Как следует из материалов дела, Совет 29.08.2008 принял решение № 8/75 «О передаче осуществления полномочий в области архитектуры и строительства органам местного самоуправления муниципального образования Киржачский район», согласно которому  с 01.01 по 31.12.2009 передал полномочия по утверждению генерального плана поселения муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» органам местного  самоуправления муниципального образования Киржачский район. Указанные полномочия приняты к осуществлению постановлением Главы Киржачского района от 01.10.2008  № 1120, опубликованным для всеобщего сведения в газете «Красное знамя» от 10.10.2008.

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности  каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 11 этой же нормы земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся у Колхоза на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с генеральным планом,  утвержденным оспариваемым решением, включены в черту населенных пунктов для дальнейшего использования с изменением их функционального назначения, что нарушает  права  и законных интересы Колхоза.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно  признал оспариваемое решение не соответствующим действующему законодательству.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Владимирской  области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом  случае основаниями к отмене судебного акта, не установлено.

В соответствии со статьями 333.37 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации  государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченная Советом по квитанции от 19.11.2009, подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2009 по делу  № А11-4013/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета народных депутатов муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» Киржачского района Владимирской области – без удовлетворения.

Возвратить Совету народных депутатов муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» Киржачского района Владимирской области из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченную по квитанции от 19.11.2009. Справку на возврат выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     М.Ю. Евтеева

     Судьи

     Н.Ю. Башева

     Н.Ш. Радченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка