ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года  Дело N А29-2557/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.

при участии представителя

от заявителя: Ненина Е.Ж. (доверенность от 20.11.2007 № 08-09/4050)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка

Российской Федерации (Банка России)

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009,

принятое судьей Князевой А.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009,

принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

по делу № А29-2557/2009

по заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального

банка Российской Федерации (Банка России)

о признании недействительными решений государственного учреждения – Регионального

отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

от 16.03.2009 № 9 и 11

и  у с т а н о в и л :

Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее – Объединение, РОСИНКАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми  (далее – Фонд, Учреждение) от 16.03.2009  № 9 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и частично недействительным решения от 16.03.2009 № 11 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

РОСИНКАС не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Ссылаясь на статьи 11, 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве», постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР», постановление Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР»,  заявитель жалобы считает, что РОСИНКАС является организацией Банка России с особыми уставными задачами, поэтому в отношении его работников должен применяться районный коэффициент к заработной плате, установленный в постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР» для непроизводственных отраслей и равный 1,5. Заявитель также полагает, что представленные в дело договоры подряда, заключенные с физическими лицами, не свидетельствуют о наличии трудовых отношений между сторонами договоров.

Подробно доводы Объединения изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Фонд отзыв на кассационную жалобу в суд не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.11.2009.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел документальную выездную проверку Коми республиканского управления инкассации – филиала РОСИНКАС по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, а также правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога, в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. Результаты проверки отражены в актах от 18.02.2009  № 10 н/с и 10 с/с.

В ходе проверки Фонд установил, что филиал РОСИНКАС в 2006–2008 годах не начислял страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты по договорам подряда, имеющим признаки трудовых договоров, что привело к неуплате 753 рублей 31 копейки страховых взносов.

Проверяющие также выявили неправомерное применение районного коэффициента в размере 1,5 при выплате пособий при рождении ребенка и по временной нетрудоспособности в марте 2007 года и в марте 2008 года, тогда как, по мнению Фонда, следовало применять районный коэффициент, равный 1,3.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фонд в отношении филиала РОСИНКАС принял решения:

– от 16.03.2009 № 9 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в виде штрафа в сумме 150 рублей 66 копеек, о доначислении страховых взносов в сумме  753 рублей 31 копейки и пеней в сумме 60 рублей 71 копейки;

– от 16.03.2009 № 11 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в том числе в сумме 1 692 рублей.

Не согласившись с принятыми Фондом решениями, РОСИНКАС обжаловало их в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 15, 56, 57, 316, 432 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999  № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183- ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», статьями 4, 5, 12 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьей 1, пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве», пунктом 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 884), постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что при исчислении размера пособий следует применять районный коэффициент 1,3; признал правомерными квалификацию Фондом договоров, заключенных с работниками, как трудовых, и доначисление страховых взносов в сумме 753 рублей 31 копейки, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Однако суды обеих инстанций не учли следующее.

Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Методическими указаниями «О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам», утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008; далее – Методические указания), предусмотрена возможность отделений Фонда социального страхования Российской Федерации проводить документальные выездные проверки самих страхователей и наряду с этим самостоятельные проверки филиалов и представительств страхователей (пункт 7).

При этом в пункте 12 Методических указаний установлено, что по результатам проверки обособленного подразделения, под которыми имеются в виду обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.

По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации принимает, в том числе решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования (пункт 26 Методических указаний).

Кроме того, пунктами 34 и 35 Методических указаний предусматривается, что решения, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность; при несогласии страхователя с решением спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона.

Согласно статье 19 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Из приведенных норм следует, что решения страховщика о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, и о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию могут быть приняты только в отношении страхователя – юридического лица.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с Уставом РОСИНКАС и Положением о Коми республиканском управлении инкассации (Республики Коми) – филиале РОСИНКАС Коми республиканское управление инкассации имеет статус филиала Объединения и не является самостоятельным юридическим лицом.

Таким образом, вынесенные Фондом в отношении филиала РОСИНКАС решения  от 16.03.2009 № 9 и 11 являются незаконными, поэтому суды неправомерно отказали Объединению в удовлетворении заявленного требования.

Данный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.03.2008 № 13991/07.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а заявленное РОСИНКАС требование о признании недействительными решений Фонда от 16.03.2009 № 9 и 11 подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу в связи с удовлетворением кассационной жалобы подлежит взысканию с Фонда в пользу РОСИНКАС.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 по делу № А29-2557/2009 отменить, заявленное Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) требование удовлетворить.

Признать недействительными решения государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 16.03.2009 № 9 полностью и от 16.03.2009 № 11 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в сумме 1 692 рублей.

Взыскать с государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) государственную пошлину в сумме 1 000 рублей по кассационной инстанции,  1 000 рублей по апелляционной инстанции и 2 000 рублей по первой инстанции.

Арбитражному суду Республики Коми исполнительные листы выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.В. Шутикова  

     Судьи

     Н.Ю.   Башева

     О.П.   Маслова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка