ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 года Дело N А29-2786/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Мелехина Н.Н. (доверенность от 17.05.2006 № 07-31/3),
Бурчиковой Ж.Г. (доверенность от 20.11.2007 № 07-31/34)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2008,
принятое судьей Макаровой Л.Ф.,
и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008,
принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,
по делу № А29-2786/2008
по заявлению открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, выразившихся
в отказе произвести перерасчет пеней, и об обязании произвести данный перерасчет
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Шахта Воргашорская» (далее – ОАО «Шахта Воргашорская», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе произвести перерасчет пеней по страховым взносам, уплачиваемым в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми, за период с 01.01 по 17.08.1999 и об обязании Инспекции произвести перерасчет пеней, уменьшив их сумму по состоянию на 17.08.1999 на 98 335 163 рубля 37 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее – Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», статью 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации», статью 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года» (далее – Постановление № 672), заявитель жалобы считает, что суды сделали ошибочный вывод о пропуске Обществом срока на обращение в суд, установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данный срок следует исчислять с даты письма от 24.01.2008 № 11-31/354, в котором Инспекция отказала в перерасчете пеней; по решению о реструктуризации задолженности от 21.12.2005 № 7 Общество уплатило пени в сумме 23 171 559 рублей 16 копеек (15 процентов от 154 477 061 рубля 05 копеек), хотя должно было уплатить 8 421 284 рубля 65 копеек (15 процентов от 56 141 897 рублей 68 копеек); Общество представило все необходимые доказательства, подтверждающие излишне начисленные пени за период с 01.01 по 18.08.1999 в сумме 98 335 163 рублей 37 копеек.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Общества, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (согласно уведомлению определение получено Обществом 11.01.2009), в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 19.01.2009.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение Постановления № 672 и на основании заявления ОАО «Шахта Воргашорская» Инспекция приняла решение от 21.12.2005 № 7 о реструктуризации задолженности Общества по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Согласно данному решению реструктуризации подлежала задолженность по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 22 832 659 рублей 40 копеек, исчисленная по состоянию на 01.07.2003, а также пеням в сумме 154 477 061 рубля 05 копеек, начисленным по состоянию на 01.01.2005.
ОАО «Шахта Воргашорская» досрочно погасило реструктурированную задолженность, поэтому в соответствии с пунктом 12 Постановления № 672 Инспекция вынесла решения от 19.10.2007 и 19.12.2007 о списании 85 процентов задолженности по пеням в сумме 131 305 501 рубля 89 копеек.
Общество 05.12.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением № 1-6/2989 о пересчете задолженности по пеням в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, начисленным по состоянию на 17.08.1999, до суммы неуплаченной задолженности по страховым взносам на 17.08.1999 и внесении соответствующих изменений в решение о реструктуризации задолженности от 21.12.2005 № 7.
В письме от 24.01.2008 № 11-31/353 Инспекция отказала ОАО «Шахта Воргашорская» в перерасчете пеней в связи с фактическим исполнением решения о реструктуризации задолженности от 21.12.2005 № 7.
Общество не согласилось с действиями налогового органа и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 9, статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 68, 75, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», пунктами 12, 17 Постановления № 672. Суд исходил из того, что Общество пропустило срок для обращения в суд с заявлением о признании действий Инспекции незаконными; пени, начисленные за период с 01.01.1999 по 18.08.1999, были реструктурированы, а в дальнейшем налоговым органом произведено списание части пеней; решение о списании задолженности по пеням в установленном порядке не оспорено, требования Общества направлены на изменение условий реструктуризации, внесение изменений в исполненное обеими сторонами решение о реструктуризации не предусмотрено; Общество надлежащим образом не подтвердило размер излишне начисленных пеней.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бездействие соответствующего органа или должностного лица является незаконным в том случае, когда обязанность совершить конкретное действие установлена в законе.
В статье 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком либо не взысканные к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком либо взыскиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленные по состоянию на 01.01.1999, подлежат уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам на ту же дату, а пени, начисленные за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, – в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.
Из приведенной нормы следует, что налогоплательщик не должен уплачивать, а налоговый орган – взыскивать сумму начисленных пеней сверх размера неуплаченного налога (сбора). Вместе с тем осуществить перерасчет задолженности по пеням и оформить его каким-либо документом эта норма налоговым органам не предписывает.
Обязанность по перерасчету в карточке лицевого счета налогоплательщика задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999, и сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующему налогу (сбору) на указанную дату установлена для налоговых органов в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.1999 № АП-3-09/290, который в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к тем нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении дела. Кроме этого, лицевой счет налогоплательщика, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ибо не порождает никаких правовых последствий.
Заявленные Обществом требования, по существу, направлены на изменение условий реструктуризации, утвержденной решением Инспекции от 21.12.2005 № 7, сроки на обжалование которого пропущены.
Сумма излишне (ошибочно) уплаченных пеней подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем требования о возврате из бюджета пеней, уплаченных сверх размера недоимки по страховым взносам по состоянию на 17.08.1999, Общество в рамках настоящего дела не заявляло.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций не должны были исследовать вопрос, касающийся соотношения сумм уплаченных пеней и страховых взносов, поскольку он не относился к предмету доказывания.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного Обществом требования отсутствовали.
Нарушений Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 по делу № А29-2786/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Шахта Воргашорская».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Шутикова
Судьи
И.Л. Забурдаева
Н.Ш. Радченкова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка