ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 года  Дело N А29-2787/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заинтересованного лица: Бурчиковой Ж.Г. (доверенность от 20.11.2007 № 07-31/34),

Мелехина Н.Н. (доверенность от 17.05.2007 № 07-31/3)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2008,

принятое судьёй Василевской Ж.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008,

принятое судьями Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г., Черных Л.И.,

по делу № А29-2787/2008

по заявлению открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы

по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

о признании незаконными действий

и установил:

открытое акционерное общество «Шахта Воргашорская» (далее – ОАО «Шахта Воргашорская», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести перерасчет пеней, начисленных с 01.01.1999 по 17.08.1999 за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и об обязании  осуществить перерасчет  в  части  уменьшения  начисленных  по  состоянию на 17.08.1999 пеней на  2 745 788 рублей 75 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены инспекция Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми и Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми.

Решением суда от 23.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года», не применили подлежащий применению подпункт 10 пункта 1 статьи 21 и статью 32 Налогового кодекса Российской Федерации; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, Общество не пропустило трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд, поскольку его следует исчислять с момента отказа налогового органа, оформленного письмом от 24.01.2008  № 11-31/354, в перерасчете излишне начисленных пеней; уплатило реструктурированную задолженность по пеням в сумме 866 583 рублей 95 копеек (15 процентов от непересчитанной суммы пеней), однако должно было уплатить 15 процентов от суммы,  не превышающей сумму недоимки, начисленной по состоянию на 17.08.1999.

Подробно доводы ОАО «Шахта Воргашорская» изложены в кассационной жалобе.

Инспекция и Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми  не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми отзыв на кассационную жалобу не представила.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом; Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми просил рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года» и заявления ОАО «Шахта «Воргашорская» Инспекция приняла решение  от 28.11.2005 № 6 о реструктуризации задолженности Общества в том числе в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с названным решением реструктуризации подлежала в том числе задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 307 144 рублей, исчисленная по состоянию на 01.07.2003, а также пеням и штрафам в сумме  5 777 226 рублей 11 копеек, исчисленным по состоянию на 01.01.2005.

В связи с досрочным погашением ОАО «Шахта «Воргашорская» реструктурированной задолженности и пятнадцати процентов начисленных на неё пеней и штрафов Инспекция вынесла решение от 19.12.2007 о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам, начисленным по состоянию на 01.01.2005, в сумме 4 910 642 рублей 19 копеек.

Общество 05.12.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением № 1-6/2989  (с учетом пояснений от 24.12.2007) о пересчете задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 17.08.1999, до суммы неуплаченной задолженности по страховым взносам на 17.08.1999 (уменьшении пеней на 2 745 788 рублей 75 копеек) и внесении соответствующих изменений в решение от 28.11.2005 № 6 о реструктуризации.

Инспекция письмом от 24.01.2008 № 11-31/354 отказала в пересчете пеней и во внесении изменений в решение о реструктуризации со ссылкой на отсутствие оснований.

ОАО «Шахта «Воргашорская» не согласилось с действиями налогового органа и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 68, 71, 75, частями 1, 4 статьи 198, частью 4 статьи 200,  частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 09.07.1999 № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», статьёй 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», статьёй 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и пунктами 3, 12, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672  «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года». Суд исходил из того, что Общество пропустило срок на обращение в суд, поскольку о своём нарушенном праве должно было узнать ещё в январе 2001 года (при подписании трёхстороннего акта сверки задолженности); пени в сумме 866 583 рублей 95 копеек, фактически уплаченные им в рамках реструктуризации, не превысили размера недоимки по страховым взносам, начисленным по состоянию на 17.08.1999 (903 397 рублей 45 копеек); действия Общества фактически направлены на изменение условий реструктуризации; законодательство не предусматривает возможности внесения изменений в исполненное решение о реструктуризации.

Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашёл оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бездействие соответствующего органа или должностного лица является незаконным в том случае, когда обязанность совершить конкретное действие установлена  в законе.

В статье 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком либо не взысканные к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком либо взыскиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.1999 подлежат уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам на ту же дату, а пени, начисленные за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, – в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.

Из приведённой нормы следует, что налогоплательщик не должен уплачивать, а налоговый орган – взыскивать сумму начисленных пеней сверх размера неуплаченного налога (сбора). Вместе с тем осуществить перерасчет задолженности по пеням и оформить его каким-либо документом эта норма налоговым органам не предписывает.

Обязанность по перерасчету в карточке лицевого счёта налогоплательщика задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999, и сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующему налогу (сбору) на указанную дату, установлена для налоговых органов в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.1999 № АП-3-09/290, который в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к тем нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении дела. Кроме этого, лицевой счёт налогоплательщика, который ведёт налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учёта сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не порождает никаких правовых последствий.

Заявленные Обществом требования по существу направлены на изменение условий реструктуризации, утверждённой решением Инспекции 28.11.2005 № 6, сроки на обжалование которого пропущены.

Сумма излишне (ошибочно) уплаченных пеней подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем требования о возврате из бюджета пеней, уплаченных сверх размера недоимки по страховым взносам по состоянию на 17.08.1999, Общество в рамках настоящего дела не заявляло.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций не должны были исследовать вопрос, касающийся соотношения сумм уплаченных пеней и страховых взносов, поскольку он не относится к предмету доказывания.

С учётом изложенного основания для удовлетворения заявленного Обществом требования отсутствовали.

Нарушений Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы подлежит отнесению на ОАО «Шахта «Воргашорская».

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 по делу № А29-2787/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Шахта «Воргашорская» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество «Шахта «Воргашорская».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     И.Л. Забурдаева

     Судьи

     О.П. Маслова

     Н.Ш. Радченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка