• по
Более 66000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2009 года  Дело N А29-2962/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заинтересованного лица: Мелехина Н.Н. (доверенность от 17.05.2006),

Бурчиковой Ж.Г. (доверенность от 20.11.2007)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

открытого акционерного общества «Шахта «Воргашорская»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2008,

принятое судьей Василевской Ж.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008,

принятое судьями Черных Л.И., Буториной Г.Г., Лобановой Л.Н.,

по делу № А29-2962/2008

по заявлению открытого акционерного общества «Шахта «Воргашорская»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим

налогоплательщикам по Республике Коми

о признании незаконными действий

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Шахта «Воргашорская» (далее – ОАО «Шахта «Воргашорская», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести перерасчет пеней, начисленных с 01.01.1999 по 17.08.1999 за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и обязании осуществить перерасчет в части уменьшения начисленных по состоянию на 17.08.1999 пеней на 222170684 рубля.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Воркуте.

Решением от 23.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 27.08.2008 данное решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года», не применили подлежащие применению подпункт 10 пункта 1 статьи 21 и статью 32 Налогового кодекса Российской Федерации; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, Общество не пропустило трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд, поскольку его следует исчислять с момента отказа налогового органа, оформленного письмом от 04.02.2008, в перерасчете излишне начисленных пеней; уплатило реструктурированную задолженность по пеням в сумме 96771577 рублей 20 копеек (15 процентов от непересчитанной суммы пеней), однако должно было уплатить 15 процентов от суммы, не превышающей сумму недоимки по состоянию на 17.08.1999.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Инспекция и территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Воркуте отзыв на кассационную жалобу не представила.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.01.2009 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года» и заявления ОАО «Шахта «Воргашорская» Инспекция приняла решение от 28.11.2005 № 6 о реструктуризации задолженности Общества в том числе в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с названным решением реструктуризации подлежала задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 183069938 рублей, исчисленная по состоянию на 01.07.2003, и пеням в сумме 645143850 рублей 20 копеек, начисленных по состоянию на 01.01.2005.

В связи с досрочным погашением ОАО «Шахта «Воргашорская» реструктурированной задолженности Инспекция вынесла решения от 19.10.2007 и 19.12.2007 о списании 85 процентов задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 01.01.2005, в сумме 548372272 рублей 67 копеек.

Общество 05.12.2007 и 24.12.2007 обратилось в налоговый орган с заявлениями (т. 1, л.д. 17-20, 21-25) о перерасчете задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 17.08.1999, до суммы неуплаченной задолженности по страховым взносам на 17.08.1999 (уменьшении пеней на 196546 539 рублей 31 копейку) и внесении соответствующих изменений в решение от 28.11.2005 № 6 о реструктуризации. Инспекция письмом от 04.02.2008 отказала в перерасчете пеней и во внесении изменений в решение о реструктуризации со ссылкой на отсутствие к тому законных оснований.

ОАО «Шахта «Воргашорская» не согласилось с действиями налогового органа и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 65, 71, частями 1 и 4 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», статьями 7, 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года», суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Общество пропустило срок на обращение в суд, поскольку о своем нарушенном праве должно было узнать еще в январе 2001 года при подписании трехстороннего акта сверки задолженности; уплаченные им в рамках реструктуризации 96771577 рублей 53 копейки пеней не превысили размера недоимки по страховым взносам (138422886 рублей 65 копеек), исчисленной на 17.08.1999; фактически действия Общества направлены на изменение условий реструктуризации; законодательство не предусматривает возможности внесения изменений в исполненное решение о реструктуризации. С учетом этого суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бездействие соответствующего органа или должностного лица является незаконным в том случае, когда обязанность совершить конкретное действие установлена в законе.

В статье 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком либо не взысканные к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком либо взыскиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленные по состоянию на 01.01.1999, подлежат уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам на ту же дату, а пени, начисленные за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, - в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.

Из приведенной нормы следует, что налогоплательщик не должен уплачивать, а налоговый орган – взыскивать сумму начисленных пеней сверх размера неуплаченного налога (сбора). Вместе с тем осуществить перерасчет задолженности по пеням и оформить его каким-либо документом эта норма налоговым органам не предписывает.

Обязанность по перерасчету в карточке лицевого счета налогоплательщика задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999, и сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующему налогу (сбору) на указанную дату установлена для налоговых органов в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.1999 № АП-3-09/290, который в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к тем нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении дела. Кроме этого, лицевой счет налогоплательщика, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ибо не порождает никаких правовых последствий.

Заявленные Обществом требования по существу направлены на изменение условий реструктуризации, утвержденной решением Инспекции 28.11.2005 № 6, сроки на обжалование которого пропущены.

Сумма излишне (ошибочно) уплаченных пеней подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем требования о возврате из бюджета пеней, уплаченных сверх размера недоимки по страховым взносам, исчисленной по состоянию на 17.08.1999, Общество в рамках настоящего дела не заявляло.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций не должны были исследовать вопрос, касающийся соотношения сумм уплаченных пеней и страховых взносов, поскольку он не относился к предмету доказывания.

С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствовали.

Нарушений Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит отнесению на ОАО «Шахта «Воргашорская».

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 по делу № А29-2962/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Шахта «Воргашорская» – без удовлетворения.

Государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на ОАО «Шахта «Воргашорская».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     М.Ю. Евтеева

     Судьи

     Н.Ю. Башева

      А.И. Чиграков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-2962/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 23 января 2009

Поиск в тексте