• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 декабря 2009 года  Дело N А29-3235/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Продтовары»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.07.2009,

принятое судьей Макаровой Л.Ф., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009,

принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

по делу № А29-3235/2009

«Продтовары»

службы по Республике Коми о приостановлении действия лицензии

и у с т а н о в и л :

№ 09-39-013/4420 о приостановлении действия лицензии А 612845 от 02.02.2007.

Решением от 03.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 01.10.2009 решение суда оставлено без изменения.

ООО «ТК «Продтовары» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество и Управление в ходатайствах просили рассмотреть указанную жалобу без участия их представителей.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе анализа бухгалтерской отчетности ООО «ТК «Продтовары» налоговый орган установил, что по итогам 2007 года, а также по состоянию на 01.04 и 01.07.2008 чистые активы заявителя значительно меньше размера оплаченного уставного капитала. Посчитав, что данное обстоятельство может автоматически повлечь неисполнение Обществом особых требований к обороту алкогольной продукции, установленных пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), Управление 11.09.2008 выдало Обществу предписание № 21-16-046/10332 о доведении чистых активов до размера уставного капитала не ниже 10 миллионов рублей. Срок представления информации об исполнении предписания – не позднее 01.04.2009.

В связи с неисполнением Обществом предписания Управление приняло решение от 22.04.2009 № 09-39-013/4420 о приостановлении до 21.10.2009 действия лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции А 612845, выданной 02.02.2007 со сроком действия до 02.02.2012.

Посчитав данное решение незаконным, ООО «ТК «Продтовары» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, пунктами 1, 4 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 2.1 статьи 11, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пунктами 1, 2 статьи 14, пунктами 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 № 727, и частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение в силе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.

На основании пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в частности, в случае нарушения требований пункта 2.1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 2.1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

Согласно статье 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби и должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

Из пункта 1 статьи 14 Закона № 14-ФЗ и пункта 1 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. На реализацию приведенной нормы направлена установленная пунктом 3 статьи 20 Закона № 14-ФЗ обязанность общества в случае, если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, уменьшить уставный капитал общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов. Если стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, то общество подлежит ликвидации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (далее – Положение), Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В силу подпункта 5.3.4 Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) к числу полномочий Федеральной налоговой службы в установленной сфере деятельности относится, в том числе, осуществление лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 6.6 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется главой III названного Закона, в которой содержатся нормы о порядке выдачи лицензий, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и аннулировании лицензии (статьи 19 и 20 Закона № 171-ФЗ).

Суды установили, что Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми было выдано предписание от 11.09.2008 № 21-16-046/10332, согласно которому Общество должно устранить нарушения законодательства и довести чистые активы до размера уставного капитала не ниже 10 миллионов рублей в срок до 01.04.2009.

№ 5-246/2009 мировой судья Куратовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, признав законность предписания и полномочия Управления на его выдачу.

Данный судебный акт вступил в законную силу и в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязателен для арбитражного суда, поэтому суды правомерно отклонили доводы заявителя о незаконности действий и выводов налогового органа.

Учитывая, что требование законодательства о приведении размера чистых активов в соответствие с суммой уставного капитала Общество не исполнило, Управление приняло решение от 22.04.2009 № 09-39-013/4420 о приостановлении действия лицензии А 612845 от 02.02.2007 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.

Поскольку в силу приведенных норм налоговым органам предоставлено право контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, суды пришли к правильному выводу о законности обжалуемого ненормативного акта.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Продтовары».

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.07.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу № А29-3235/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Продтовары» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Продтовары».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.В. Базилева

     Судьи

     И.Л. Забурдаева

     Т.В. Шутикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-3235/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 03 декабря 2009

Поиск в тексте