ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года  Дело N А31-818/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края

на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.04.2009,

принятое судьей Мофой В.Д., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009,

принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,

по делу № А31-818/2009

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску

Красноярского края

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме

о признании недействительной государственной регистрации изменений

и  у с т а н о в и л :

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края (далее – Инспекция по г. Норильску) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее – Инспекция по г. Костроме) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы закрытого акционерного общества «ГРИН», за государственным номером 2084401734096.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено закрытое акционерное общество «ГРИН» (далее – ЗАО «ГРИН», Общество).

Решением суда от 07.04.2009 в удовлетворении  заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 26.06.2009 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция по г. Норильску не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статью 4, подпункт «в» пункта 1 статьи 5, статьи 12, 14, 17 и 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Инспекция по  г. Костроме неправомерно приняла решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные  документы Общества, поскольку в регистрирующий орган руководитель ЗАО «ГРИН» представил документы, содержащие недостоверные сведения о местонахождении юридического лица.

Инспекция по г. Костроме в отзыве возразила против доводов заявителя жалобы.

ЗАО «ГРИН» отзыв на кассационную жалобу не представило.

Инспекция по г. Костроме заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Инспекция по г. Норильску и ЗАО «ГРИН», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного  суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция по г. Костроме 24.06.2008 зарегистрировала ЗАО «ГРИН» в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр внесена соответствующая запись, Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1084401006854.

Единственный акционер Общества Тихомиров Василий Вадимович 14.10.2008 принял решение № 1 об утверждении новой редакции устава ЗАО «ГРИН», в пункте 8.5 которого местонахождением Общества указан адрес: 663300, Красноярский край, город Норильск, улица Комсомольская, 31 и 01.11.2008 обратился в Инспекцию по г. Костроме с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Рассмотрев представленные Обществом заявление и документы, Инспекция по  г. Костроме приняла решение от 11.11.2008 № 5551 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись за номером 2084401734096.

Письмом от 12.11.2008 № 18-4-01/12930 Инспекция по г. Костроме направила в Инспекцию по г. Норильску файл выгрузки из Единого государственного реестра юридических лиц по ЗАО «ГРИН» в связи с изменением места нахождения, Общество снято с налогового учета в Инспекции по г. Костроме и поставлено на налоговый учет в Инспекции по г. Норильску.

В ходе контрольных мероприятий 15.01.2009 и 05.02.2009 Инспекция по г. Норильску установила, что по новому адресу, указанному в учредительных документах,  ЗАО «ГРИН» (его имущество, орган управления) отсутствует.

Инспекция по г. Норильску посчитала, что Инспекция по г. Костроме провела государственную регистрацию изменений, вносимых  в учредительные документы Общества, в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании недостоверных сведений о месте нахождения  ЗАО «ГРИН», и обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь подпунктом «в» пункта 1 статьи 5, подпунктом 2 пункта 3 статьи 11, пунктом 1 статьи 17, статьями 23 и 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали  основания для отказа Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться  в арбитражный суд с заявлением  о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI  и VIII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –  Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений  в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

В рассматриваемом случае для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ЗАО «ГРИН» представило в Инспекцию по г. Костроме все документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, о чем свидетельствует расписка от 01.11.2008 № 5551. В заявлении о государственной регистрации изменений подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны. Подлинность подписи Тихомирова В.В. в заявлении по форме № Р13001 засвидетельствована нотариусом.

В полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности.

Таким образом, у Инспекции по г. Костроме не имелось правовых оснований для отказа ЗАО «ГРИН в государственной регистрации изменений.

Кроме того, пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ установлено, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Инспекции по г. Норильску в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 07.04.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу №  А31-818/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Н.Ш. Радченкова

     Судьи

     О.П. Маслова

     Т.В. Шутикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка