ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года Дело N А43-2773/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Григорьевой О.А., доверенность от 07.06.2010 № 214,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2010,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,
по делу № А43-2773/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром комплектация»
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
от 30.12.2009 № К-Р (ТУ)/09-58260
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Газпром комплектация» (далее – ООО «Газпром комплектация», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление) от 30.12.2009 № К-Р (ТУ)/09-58260 об отказе в осуществлении технического учета объекта капитального строительства – тепловых сетей, инв. № 10498, литера 18, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Федосеенко, 58; Московский район, улица Чаадаева, 51, и об обязании Управления осуществить технический учет указанного объекта.
Решением суда от 24.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2010 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, пункты 1, 6 и 7 Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.09.2006 № 268 (далее – Правила), сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, Общество не представило правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, поэтому Управление правомерно отказало в осуществлении технического учета этого объекта.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве возразило против доводов жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.11.2010 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.12.2009 Общество обратилось в Управление с заявлением о внесении в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства – тепловых сетях на территории транспортно-складского хозяйства филиала ООО «Газпром комплектация». Данный объект расположен по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Федосеенко, 58; Московский район, улица Чаадаева, 51. К заявлению «Газпром комплектация» приложило ряд документов.
Управление решением от 30.12.2009 № К-Р(ТУ)/09-58260 отказало в осуществлении технического учета по причине непредставления правоустанавливающих документов на данный объект.
Посчитав решение Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 5 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 3, статьями 27 и 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктами 1, 6 и 7 Правил, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии у Управления правовых оснований для отказа Обществу в осуществлении технического учета объекта, о нарушении данным отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поэтому удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу части 3 статьи 1 данного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пунктов 1 и 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, в частности, осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 221-ФЗ до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.09.2006 № 268 утверждены и введены в действие на территории Нижегородской области с 01.07.2008 Правила.
Правила разработаны в целях создания условий для осуществления государственного технического учета объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) и их частей (помещений) и устанавливающие порядок ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, в том числе: состав документов и сведений об объектах учета, включаемых в реестр; основания и порядок отказа во включении сведений в реестр; порядок предоставления организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее – ОТИ) сведений об объектах учета и внесения их в реестр; порядок предоставления и основания отказа в предоставлении документов и сведений из реестра заинтересованным лицам, в том числе порядок, сроки, форму предоставления сведений.
В соответствии с пунктом 6 Правил источниками формирования реестра являются: технические паспорта, оформленные ОТИ по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета; сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ; сведения государственного земельного кадастра, касающиеся объектов учета (зданий, сооружений), в соответствии с пунктом 18 Правил; сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктами 18, 19 Правил, предоставляемые физическими и юридическими лицами.
Согласно пункту 7 Правил для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.
В силу пункта 8 Правил учетный орган в течение десяти рабочих дней со дня подачи ОТИ технических паспортов и копий правоустанавливающих документов в соответствии с пунктом 7 Правил осуществляет их рассмотрение и принятие решения о внесении либо об отказе во внесении сведений в реестр.
В пункте 11 Правил установлено, что учетный орган принимает решение об отказе во внесении сведений в реестр в следующих случаях: организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2005, регистрационный № 6562 (Российская газета, 2005, № 98); технический паспорт не соответствует установленной форме; в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении; сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.
Как видно из материалов дела, к заявлению о внесении в реестр сведений об объекте капитального строительства Общество приложило: технический паспорт, акт приемки-передачи имущества в уставный капитал, реестр объектов незавершенного строительства в разрезе строек по ДП «Газкомплектимпэкс» (прежнее наименование Общества) и поясняющее письмо ООО «Газкомплектимпэкс» от 25.12.2008 № 50-01/107653.
Отказав в осуществлении технического учета, Управление сочло, что эти документы не являются правоустанавливающими, так как не позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорный объект в составе «Благоустройство территории» (пункт 8 приложения № 3 реестра объектов незавершенного строительства к акту приемки-передачи) был передан Обществу при его создании учредителем – ОАО «Газпром». Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, в деле отсутствуют.
Суды пришли к выводу, что представленные ООО «Газпром комплектация» в Управление документы в совокупности подтверждают относимость объекта Обществу и с учетом содержания статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются правоустанавливающими документами, необходимыми и достаточными для осуществления технического учета объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для отказа в осуществлении технического учета.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу № А43-2773/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю. Башева
Судьи
И.Л. Забурдаева
Н.Ш. Радченкова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка