ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2008 года  Дело N А82-936/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3

по Ярославской области и Управления Пенсионного фонда Российской

Федерации (государственного учреждения) в городе Рыбинске и

Рыбинском муниципальном районе Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2008  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008

по делу № А82-936/2008-99,

принятые судьями Украинцевой Е.П.,

Черных Л.И., Хоровой Т.В., Лысовой Т.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Раскат-сервис»

о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области от 29.11.2007 № 2925 об отказе в осуществлении

зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании произвести такой возврат

и  у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Раскат-сервис» (далее – ООО «Раскат-сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 29.11.2007 № 2925 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 135 243 рублей 83 копеек и об обязании произвести такой возврат.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (далее – Управление, пенсионный орган).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением  Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы указал, что после вынесения решения суда первой инстанции Инспекции стало известно о том, что переплата Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 3 181 рубль, а не 135 243 рубля 83 копейки. В связи с этим налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Управление также посчитало незаконными принятые судебные акты и обжаловало их в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, указав на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Управление считает, что переплата Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 3 181 рубль. Пенсионный орган пояснил, что после получения решения Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2008 между Управлением и Инспекцией проведена сверка суммы переплаты, в результате чего выявлена ошибка в сведениях, подлежащих возврату Обществу.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу Управления согласилась с приведенными в ней доводами.

Общество отзыв на кассационные жалобы не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Инспекция и Управление заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество направило в адрес Инспекции заявление от 21.11.2007, в котором просило произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 135 243 рублей 83 копеек, в том числе страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 114 060 рублей 92 копеек, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 18 319 рублей 75 копеек, и 2 863 рублей 16 копеек пеней.

Решением от 29.11.2007 № 2925 Инспекция отказала Обществу в возврате страховых взносов, указав, что вопросы, связанные с возвратом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Посчитав данный отказ незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 2, 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации», пунктами 18, 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н, приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что обязанность по проведению возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы, указав также, что переплата в сумме 135 243 рублей  83 копеек подтверждена материалами дела.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.

Согласно  статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком  по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иных оснований для проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлено.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н, определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

В соответствии с пунктом 30 названного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации») администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне либо ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

Как видно из материалов дела и установили суды, у Общества по состоянию на 07.04.2008 имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 135 243 рубля 83 копейки, в том числе 116 924 рублей 08 копеек – по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 114 060 рублей 92 копейки – страховые взносы, 2 863 рубля 16 копеек – пени), 18 319 рублей 75 копеек – по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Данный факт подтверждается выписками из лицевого счета Общества (л.д. 40–41), справкой № 13805 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.04.2008 (л.д. 42–44), справкой № 12747 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.01.2008 (л.д. 47–50), что Инспекцией и Управлением в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривалось.

Довод заявителей жалоб о том, что переплата Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 3 181 рубль, отклоняется судом кассационной инстанции, как необоснованный и противоречащий материалам дела. Инспекция и Управление не представили надлежащих и достоверных доказательств обоснованности и правомерности проведения в 2008 году в лицевом счете корректировок по срокам уплаты 15.05, 15.06, 15.07.2003 после вынесения решения суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб Инспекции и Управления, подлежат отнесению на заявителей жалоб.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2008  и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу № А82-936/2008-99 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области, отнести на заявителей жалоб.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.В. Шутикова  

     Судьи

     О.П.   Маслова

     Н.Ш.   Радченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка