ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2010 года  Дело N А27-1163/2010

Постановление изготовлено в полном объеме  07 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Фроловой С.В.

судей  Лаптева Н.В.

Тамашакина С.Н.

без участия представителей  заявителя и заинтересованных лиц, третьих лиц

рассмотрел в открытом судебном заседании, кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение от  01.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.09.2010 (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-1163/2010.

Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровской области.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Компания ОЛГА» (далее – ООО «Компания ОЛГА») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3 598,03 кв. м, содержащихся в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, подготовленном Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля») по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 501 рубль 93 копейки за 1 кв. м.;  признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3 598,03 кв. м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Ульяновская, д. 6, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, площадью 3 598,03 кв. м в сумме 19 795 944 рубля 14 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 501 рубля 93 копеек за 1 кв. м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Решением от 01.06.2010  Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ООО «Компания «ОЛГА» требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии  и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области просят принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование  кассационной жалобы указаны доводы о соответствии  действий Управления и Росреестра закону и иным правовым актам, в частности, Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39,  приказу  Роснедвижимости "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" от 29.06.2007 года № П/0152.  Кроме того, заявители, указывают доводы об отсутствии  нарушения прав и законных интересов ООО «Олга», ссылаясь на пункт 1, 5 статьи 65, пункт 2 статьи 66  Земельного кодекса Российской Федерации, статью 390 Налогового Кодекса  Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации  от 08.04.2000 года № 316, пункт 4  статьи 17 Федерального закона  от 02.01.200 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».  Считают  также, что имеются   основания для прекращения производства по делу  в части исковых требований  о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки  земельного участка.

Общество с ограниченной ответственностью  «Олга»  предоставило отзыв, в котором просит оставить решение  арбитражного суда первой инстанции  от  01.06.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010  без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

ФГУП «ФКЦ «Земля» представило отзыв, в котором поддержало доводы кассационной жалобы,  указав на неправильное  применение судами  норм материального права, на неверно выбранный заявителем способ защиты своих прав и законных интересов.

Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Ульяновская, д. 6, принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ООО «Компания ОЛГА», о чем  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись регистрации  за № 42-01/00-14/2002-297.

Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:223 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 24.11.2005, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «Базы и склады».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.07.2009 кадастровый номер 42:24:0101018:223 равнозначен кадастровому номеру 42:24:0101018:0077; 42:24:010209:52.

В целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка общество обратилось в Управление кадастра.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.07.2009 №4200/001/09-171509, представленной  Управлением  кадастра,  кадастровая стоимость  земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 составляет 19 795 944 рубля 14 копеек, а удельный показатель кадастровой стоимости  5 501 рубля 93 копеек за 1 кв. м.

По результатам работ по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведенных ООО «Финансы Бизнес Консалтинг»  по заказу заявителя, составлен отчет от 27.01.2010  № ЗУ-01/01-2010. Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка  составила 5 911 327 рублей.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3598,03 кв.м., определена ФГУП «ФКЦ «Земля» по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, ООО «Компания ОЛГА» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды, признавая заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходили из того, что  нарушена процедура кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 19 795 944 рублей 14 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 501 рубля 93 копеек за 1 кв. м.  Действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, выразившиеся в формировании указанных сведений, являются незаконными, как несоответствующие Административному регламенту и Методическим указаниям, и нарушающие права и законные интересы заявителя, касающиеся уплаты земельного налога, определенном в соответствии с действующим законодательством размере.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее – Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 9 Правил кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.

Пунктом 2.2.1 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.

В пункте 2.2.1 Методических указаний предусмотрено, что статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.

Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.

В пункте 2.2.5 Методических указаний указано, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 (далее – Административный регламент) контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.

Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.

Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).

Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд, установив нарушение процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, отсутствие оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 19 795 944 рублей 14 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 501 рубля 93 копеек за 1 кв. м, пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, выразившихся  в формировании указанных сведений, как несоответствующих Административному регламенту и Методическим указаниям, нарушающих права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законом земельного налога.

Суд апелляционной инстанции, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.

При принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.

Изложенные в кассационной жалобе доводы, повторяют доводы, изложенные в отзыве и апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от  01.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-1163/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
   С.В. Фролова

     Судьи
  Н.В.Лаптев

     С.Н.Тамашакин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка