• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2011 года  Дело N А35-4824/2010
     

[Суды признали недействительным оспариваемое решение инспекции, так как документами, представленными налогоплательщиком, подтвержден факт реального существования спорной дебиторской задолженности по расчетам за отпущенный по льготным ценам природный газ за 2000, 2003 и 2004 годы, а также документально подтверждено истечение срока исковой давности с учетом прерывания срока ее взыскания, для взыскания этой задолженности именно в 2007 году, следовательно, общество правомерно включило в состав расходов нереальную ко взысканию дебиторскую задолженность и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему налога на прибыль]

Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2011

Полный текст постановления изготовлен 15.04.2011

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего судьи

Стрегелевой Г.А.

судей

Радюгиной Е.А.

Чаусовой Е.Н.

при участии в заседании:

от заявителя

Братякиной Л.А. – представителя (дов. от 05.03.2011 № 150, пост.),

Черкашиной Л.С. – представителя (дов. от 10.03.2011 № 187, пост.),

Трегубовой Т.И. – представителя (дов. от 05.03.2011 № 149, пост.),

от налогового органа

Забелиной О.Е. – представителя (дов. от 11.01.2011 № 04-16/000007, пост.),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2010 (судья Ольховиков А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу № А35-4824/2010, установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Курская региональная компания по реализации газа» (далее – общество, ООО «Курскрегионгаз») обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску от 26.03.2010 № 15-11/37 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 2440584,70 руб., за неполную уплату налога на прибыль - в виде штрафа в размере 68844,29 руб.; доначисления НДС в сумме 36608771 руб., налога на прибыль в сумме 1032664,40 руб.; начисления пеней по НДС в сумме 4463068,33 руб., по налогу на прибыль в сумме 125886,71 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением арбитражного суда Курской области от 30.07.2010 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции ФНС России по г. Курску от 26.03.2010 № 15-11/37 в оспариваемой части признано недействительным.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь при этом на нарушение судами норм материального права.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по г. Курску проведена выездная налоговая проверка ООО «Курскрегионгаз» и его подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе, налога на прибыль организаций за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 и налога на добавленную стоимость за период с 01.08.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 25.01.2010 № 15-11/4.

Решением от 26.03.2010 № 15-11/37 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятым после рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика, ООО «Курскрегионгаз» привлечено к налоговой ответственности, в том числе, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа за неполную уплату НДС в размере 2440584,70 руб., за неполную уплату налога на прибыль организаций в размере 68844,29 руб.; начислены пени по НДС в сумме 4463068,33 руб., по налогу на прибыль в сумме 125886,71 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС за 2007-2008 годы в сумме 36608771 руб., по налогу на прибыль организаций за 2007 год в сумме 1032664,40 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 04.05.2010 № 239 жалоба общества на указанное решение оставлена без удовлетворения.

Основанием для доначисления НДС, налога на прибыль организаций, пени и применения мер налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, получаемые ООО «Курскрегионгаз» из областного бюджета в связи с реализацией природного газа по льготным тарифам, выделялись не на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащего обложению налогом на добавленную стоимость товара - природного газа, реализуемого льготным категориям граждан, следовательно, данные денежные средства не относятся к субсидиям или субвенциям, перечисленным на безвозмездной или безвозвратной основах, или иными целевыми средствами, а являются оплатой природного газа, реализуемого обществом льготной категории потребителей, в связи с чем, они представляют собой часть выручки от реализации.

Не согласившись с решением инспекции (частично), ООО «Курскрегионгаз» оспорило ненормативный правовой акт в судебном порядке.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 - 162 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В силу п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

На основании п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, уплаченные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Судами с учетом требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что общество осуществляло деятельность по реализации природного газа населению и предприятиям города Курска, согласно установленным государственным тарифам с учетом льгот, предоставляемых на основании федерального и регионального законодательства. Выделяемые из бюджета средства предназначались для возмещения расходов, понесенных обществом вследствие предоставления отдельным категориям граждан установленных законодательством льгот по оплате коммунальных услуг, и не связаны с оплатой реализованных услуг, следовательно, не подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Кроме того, судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих включение НДС в размер денежных субсидий, предоставленных обществу.

Рассматривая спор в части, касающейся налога на прибыль, суд области исходил из того, что представленными налогоплательщиком документами доказаны как факт наличия у него дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности для ее взыскания - безнадежной ко взысканию задолженности, так и право на списание этой задолженности в налоговом периоде 2007 год, когда налогоплательщиком проведена инвентаризация и оформлены распорядительные документы на списание задолженности.

Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

В силу пункта 2 статьи 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. В целях настоящей главы к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Согласно пункту 2 статьи 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Порядок списания дебиторской задолженности установлен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34н от 29.07.1998г., предусматривающим, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие нереальные для взыскания долги списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Таким образом, основаниями для списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию, являются документы первичного учета, подтверждающие факт ее возникновения и истечения срока давности для взыскания задолженности (утраты возможности ее взыскания), акт инвентаризации и приказ (распоряжение) руководителя организации о списании безнадежной задолженности.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Курскрегионгаз» в 2007 году было списано 4302769,15 руб. задолженности по расходам, связанным с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате природного газа.

Согласно данным приказам дебиторская задолженность в сумме 4302769,15 руб., являющаяся безнадежной для взыскания, списана по статье «внереализационные расходы», учтенные обществом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год.

Учитывая, что документами, представленными налогоплательщиком суду апелляционной инстанции, подтвержден факт реального существования спорной дебиторской задолженности по расчетам за отпущенный по льготным ценам природный газ за 2000, 2003 и 2004 годы, а также документально подтверждено истечение срока исковой давности с учетом прерывания срока ее взыскания, для взыскания этой задолженности именно в 2007 году, суды пришли к правильному выводу о том, что общество правомерно включило в состав расходов нереальную ко взысканию дебиторскую задолженность в сумме 4302769,15 руб. и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему налога на прибыль в сумме 1032664,40 руб. по основанию занижения налоговой базы на сумму необоснованно завышенных внереализационных расходов 4302769,15 руб.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным оспариваемое решение инспекции.

Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу № А35-4824/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
  Г.А.Стрегелева

Судьи:
   Е.А.Радюгина
Е.А.Чаусова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А35-4824/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 15 апреля 2011

Поиск в тексте