ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2011 года Дело N А60-31813/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Лимонова И.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу № А60-31813/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции – Южакова Л.Ю. (доверенность от 03.02.2011 № 07-12/00006).
Представители индивидуального предпринимателя Бахарева Сергея Ивановича (далее – предприниматель), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 27.07.2010 № 62 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в виде взыскания предупреждения.
Решением суда от 28.10.2010 (судья Окулова В.В.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление инспекции признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения.
Предприниматель в отзыве указал, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с изменением данных, содержащихся в государственном реестре, в части сведений о месте жительства физического лица и сведений о данных документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предприниматель 23.07.2010 обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).
При осуществлении приема заявления инспекцией обнаружено указание сведений, отличающихся от сведений, содержащихся в ЕГРИП.
Полагая, что предпринимателем были представлены недостоверные сведения о дате присвоения основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, инспекцией в отношении предпринимателя составлен протокол от 23.07.2010 № 40 об административном правонарушении, на основании которого инспекцией вынесено постановление от 27.07.2010 № 62 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене этого постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Вывод судов является ошибочным. При этом судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подп. «к» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе, сведения о дате государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 22.2 данного Закона предусмотрено, что для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.
В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2004 № 6220) пункты 1.4, 1.5 заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (форма № Р24001) заполняются в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р61001) (для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного после 1 января 2004 года) или Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (форма № Р67001).
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и(или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14.25 Кодекса непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, в связи с изменением сведений о месте жительства физического лица и сведений о данных документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предприниматель 23.07.2010 обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП (форма № Р24001; л. д. 21-24).
При этом в нарушение п. 1.5 Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ предприниматель представил недостоверные ведения о дате присвоения основного государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) Бахарева С.И.
В представленном предпринимателем заявлении по форме № Р24001 содержатся сведения о дате регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которые отличаются от сведений, содержащиеся в ЕГРИП.
В п. 1.5 заявления о внесении изменений в сведения о предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП должна быть указана дата присвоения ему ОГРНИП – 06.04.2004 (л. д. 20), а не дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 31.07.2000.
Таким образом, предприниматель представил в инспекцию недостоверные сведения о дате присвоения ему ОГРНИП.
Поскольку предприниматель представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недостоверные сведения, событие вменяемого административного правонарушения в данном случае имеется.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.2 Кодекса административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Суд кассационной инстанции полагает, что указание судами на неточность (ошибочность) при заполнении предпринимателем п. 1.5 заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в данном конкретном случае свидетельствует о неосторожной форме вины предпринимателя.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 Кодекса.
Вместе с тем согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд кассационной инстанции полагает, что, поскольку административное правонарушение совершено предпринимателем впервые, правонарушение в данном конкретном случае существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не представляет, к наступлению негативных последствий не привело, не причинило ущерба государству, то имеются основания для применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания совершенного предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.25 Кодекса, малозначительным.
Таким образом, суд кассационной инстанции отмечает наличие оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления инспекции от о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса.
Выводы судов, сделанные при рассмотрении спора, о недоказанности инспекцией состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения, являются ошибочными, что, однако, не привело к принятию неправильных судебных актов с учетом изложенного выше.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу № А60-31813/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н. Василенко
Судьи
И.В. Лимонов
В.А. Лукьянов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка