• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2009 года  Дело N А07-5163/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Беликова М.Б.,

судей Юртаевой Т.В., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2009 по делу № А07-5163/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по тому же делу.

Инспекция и Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан (в лице Уфимского пассажирского автотранспортного предприятия № 1 – филиала Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан) (далее – предприятие, налогоплательщик), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Кузьмина Ю.В. (доверенность от 11.01.2009).

Представители предприятия в судебное заседание не явились.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне взысканных по требованию инспекции № 159784 от 07.07.2008 пеней в сумме 807 684 руб. 64 коп. за неуплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), с начислением на эту сумму процентов - 58 505 руб. 44 коп.

Решением суда от 01.06.2009 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены. Инспекция обязана возвратить предприятию сумму пени и процентов.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорные пени незаконно взысканы в период действия принятых арбитражным судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа, которым данные пени доначислены к уплате. Кроме того, судами учтено, что вступившим в силу решением арбитражного суда по делу № А07-11862/2008 признано недействительным требование от 07.07.2008 № 159784 об уплате, в том числе оспариваемой суммы пени.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоблюдение предприятием при обращении о возврате незаконно взысканной суммы налога, досудебного порядка урегулирования спора, кроме того, указывает, что признание незаконным требования об уплате налога в связи с нарушением процедуры его выставления в адрес налогоплательщика не является основанием для признания суммы пени, подлежащей уплате по данному требованию, незаконно взысканной.

Как следует из материалов дела, инспекцией 29.09.2006 было принято решение № 02-48 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности».

Общество обжаловало данное решение в арбитражный суд, одновременно заявив ходатайство об обеспечении иска в виде приостановления действия ненормативного акта налогового органа.

Определением суда от 12.10.2006 ходатайство было удовлетворено, действие решения инспекции приостановлено в оспариваемой части до окончания рассмотрения спора.

Решением арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2007 по делу № А07-23717/06-Ф-КИН, оставленным в силе Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2007 заявленные требования налогоплательщика удовлетворены частично, в том числе и в сумме пени, которая заявлена предприятием к возврату.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007. принятые по делу судебные акты отменены. Дело передано на новое рассмотрение в части взыскания НДФЛ, соответствующих данному налогу пени и штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.04.2008 требования общества удовлетворены в части взыскания НДФЛ в сумме 846389 руб., соответствующих пени и штрафа.

В части требований о взыскании налога в сумме 5 591 500 рублей, пени в размере 856 081 рубль в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 и Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2008 решение суда оставлено без изменений.

В период рассмотрения спора в арбитражных судах и действия обеспечительных мер, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено 07.07.2008 г требование № 159784, которым обществу было предложено, уплатить пени в размере 856 081 рубль на основании решения налогового органа от 29.09.2006г. № 02-48.

Требование было исполнено налоговым органом, путем списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2008г. по делу № А07-11862/2008 вступившим в законную силу указанное требование признано недействительным полностью.

В соответствии с п. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление действия решения инспекции влечет невозможность его исполнения до отмены данной обеспечительной меры судом.

Поскольку в период взыскания пени действовали обеспечительные меры, налоговый орган не вправе был принимать меры принудительного взыскания в отношении заявителя, предусмотренные статьями 45 - 48 и 70 Кодекса.

Таким образом, суды обосновано признали сумму пеней излишне взысканной и подлежащей возврату по правилам ст. 79 Кодекса.

В силу ст. 79 Кодекса право на возврат налога или пеней может быть реализовано двумя альтернативными способами: либо путем подачи заявления в налоговый орган, либо в судебном порядке.

При этом в отличие от положений п. 7 ст. 78 Кодекса, который требует в качестве основания для возврата излишне уплаченной суммы налогового платежа заявления налогоплательщика, п. 3 ст. 79 Кодекса предоставляет налогоплательщику право решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы непосредственно в судебном порядке, без обращения в налоговый орган.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Суды обоснованно пришли к выводу, что предприятием не нарушен порядок и условия обращения за возвратом излишне взысканной суммы пени непосредственно в судебном порядке.

Довод инспекции о том, что признание незаконным требования не является основанием для возврата сумм излишне взысканных налоговых платежей, подлежащих уплате по данному требованию, отклоняется, так как судами установлено отсутствие у предприятия недоимки.

С учетом изложенного судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2009 по делу № А07-5163/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

     Председательствующий
  М.Б. Беликов

     Судьи
     Т.В. Юртаева

     Н.Н. Суханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А07-5163/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 18 ноября 2009

Поиск в тексте