• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 года  Дело N А40-100118/2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хвощенко А.Р.

судей Захарова С.Л., Попова В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Титаренковым В.С.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Коммерческого банка «Совинком»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2009 года

по делу №А40-100118/09-130-495, принятое судьей Кононовой И.А.

по заявлению Коммерческого банка «Совинком»

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя - Шафоростов М.В. по доверенности от 20.08.2009 №112; паспорт 45 09 193327, Вербицкий В.А. по доверенности от 22.10.2009 №152, паспорт 46 04 235142

от заинтересованного лица – Арбузкин В.А. по доверенности от 08.07.2009 №05-08-1729/9, паспорт 45 09 228918

У С Т А Н О В И Л:

Коммерческий банк «Совинком» (ООО) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 15.07.2009 №0101000098/9 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Решением от 03 сентября 2009 года Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы наличием законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, а также соблюдением административным органом установленного порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Коммерческий Банк «Совинком» (ООО) с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на недоказанность административным органом факта осуществления Банком производственной деятельности, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, а также наличие у Банка таких отходов. Считает, что отсутствие надлежащего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Коммерческого Банка «Совинком» доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции полностью, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, со ссылкой на несостоятельность ее доводов по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе Коммерческого Банка «Совинком» (ООО) материалы дела, выслушав пояснения заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый по настоящему делу судебный акт подлежит оставлению без изменения, в связи со следующим.

Оспариваемым постановлением от 15.07.2009 №0101000098/9 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Коммерческий Банк «Совинком» (ООО) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 руб.

Данное постановление вынесено административным органом в связи с нарушением Коммерческим Банком «Совинком» требований ст.ст.11, 15 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Срок обращения с заявлением об обжаловании оспариваемого постановления, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Судом первой и апелляционной инстанции также проверена процедура привлечения Коммерческого Банка «Совинком» (ООО) к административной ответственности. Нарушений порядка принятия оспариваемого постановления и процедуры привлечения Общества к административной ответственности, не установлено.

Так, на основании материалов проверки, 24.03.2009 заместителем Преображенского межрайонного прокурора г.Москвы в отношении заявителя в присутствии его законного представителя – председателя Правления Банка Авилкиной О.В., с соблюдением требований, установленных ст.28.2, 28.4, 28.6 КоАП вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ (том 1 л.д.36-40).

Дело об административном правонарушении рассмотрено также в присутствии законных представителей Банка – Шафоростова М.В. и Вербицкого В.А., действующих по общим доверенностям. При этом, административный орган располагал уведомлением о вручении, свидетельствующим о получении Банком определения с указанием места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление об административном правонарушении от 15.07.2009 №0101000098/9 является законным и обоснованным, поскольку факт совершения Коммерческим Банком (ООО) правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ достоверно установлен административным органом и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда и считает его правильным и соответствующим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что 17.03.2009 сотрудниками отдела экологического контроля ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, при участии Преображенской межрайонной прокуратуры г.Москвы, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Коммерческим банком «Совинком» по адресу: г.Москва, ул.Атарбекова, д.4 «Б».

По результатам проверки составлен Акт от 17.03.09 (л.д.9-11), в котором установлено нарушение Коммерческим банком «Совинком» (ООО) Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на основании которого постановлением заместителя Преображенского межрайонного прокурора г.Москвы от 24.03.09 в отношении Коммерческого Банка «Совинком» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ (л.д.36-40).

Из текста указанного постановления следует, что 15.12.2005 между заказчиком - Коммерческим Банком «Совинком» (ООО) и исполнителем – ГУП УК «Преображенское» ВАО г.Москвы заключен договор №45 о выполнении работ по вывозу твердых бытовых отходов, в соответствии с которым КБ «Совинком» обязуется обеспечить сбор и отдельное хранение твердых бытовых отходов, пищевых отходов и крупногабаритного мусора в специально отведенном месте по адресу: ул. Атарбекова, 4 «Б», а исполнитель – ГУП УК «Преображенское» обязуется производить вывоз твердых бытовых отходов. Положений о передаче в собственность твердых бытовых отходов из собственности заказчика в собственность исполнителя, договор не содержит, из чего следует, что Коммерческим Банком осуществляется размещение твердых бытовых отходов, таким образом, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, в связи с образованием отходов. Вместе с тем, заявитель в установленном законом порядке не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, а также размещенных отходов, не представляет отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (Ростехнадзор) по этим же отходам, что является нарушением требований природоохранного законодательства, в частности ст.ст.11, 19 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, заявителем, в нарушение требований ст.15 указанного Федерального закона приказом не назначено лицо, допущенное к обращению с опасными отходами, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Рассмотрев материалы о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, совершенных КБ «Совинком», Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, 15.07.2009 вынес оспариваемое постановление №0101000098/9 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, которым КБ «Совинком» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 100000 руб.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела, считает указанное постановление ответчика законным и обоснованным.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под экологическими (природоохранными) требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу статьи 19 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а также обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как установлено административным органом в ходе проверки и следует из материалов дела, КБ «Совинком» заключен договор от 26.12.2008 №17281 с ООО «НЛП «Экотром» на выполнение услуг по сбору, вывозу и переработке ртутьсодержащих отходов с последующей утилизацией.

Из объяснений Вербицкого В.В., начальника Управления делами КБ «Совинком» (л.д.43), данных по существу составленного 17.03.2009 Акта №0910000398/9 следует, что отработанные люминисцентные лампы хранятся в отдельном закрытом помещении в закрывающемся пластиковом контейнере, позволяющем размещать отработанные люминисцентные лампы.

Также КБ «Совинком» заключен договор от 15.12.2005 №45 с ГУП УК «Преображенское» на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов, в соответствии с которым КБ «Совинком» обязуется обеспечить сбор и отдельное хранение твердых бытовых отходов, пищевых отходов и крупногабаритного мусора в специально отведенном месте по адресу: ул. Атарбекова, 4 «Б», а исполнитель – ГУП УК «Преображенское» обязуется производить вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, из изложенного следует, что в процессе своей деятельности, КБ «Совинком» накапливает отходы производства и потребления, вместе с тем, заявитель не ведет учет в установленном порядке по образовавшимся, обезвреженным и переданным другим организациям отходам, а также не представляет отчетность в установленном порядке оформленную и согласованную с уполномоченным органом (Ростехнадзор) по этим отходам, что является нарушением требований ст.ст.11, 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ.

Данные нарушения природоохранного законодательства подтверждены Актом проверки от 17.03.2009, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2009.

Обоснованным также следует признать и вывод административного органа, нашедшего свое подтверждение в суде, о том, что юридические лица, осуществляющие деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны иметь должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. Отсутствие такого лица является нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а именно статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусматривающей требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, которое влечет за собой административную ответственность.

Диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Факт несоблюдения КБ «Совинком» (ООО) экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, достоверно установлен административным органом и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом проверки, постановлением Преображенского межрайонного прокурора г.Москвы, объяснениями заявителя.

Из указанных документов следует, что Коммерческий Банк «Совинком» (ООО) нарушает требования природоохранного законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В силу положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Банком названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела.

При таких данных, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворения заявленных требований является правомерным.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.09.2009 года по делу №А40-100118/09-130-495 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

     Председательствующий  
   А.Р. Хвощенко

     Судьи
   С.Л. Захаров

     В.И. Попов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-100118/2009
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 октября 2009

Поиск в тексте