ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 года  Дело N А07-7004/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н.Н.,

судей Юртаевой Т.В., Беликова М.Б.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее – инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2009 по делу № А07-7004/2009.

Представители лиц, участвующих в деле, в том числе третьего лица – открытого акционерного общества «Концерн «Инмаш» (далее – общество, налогоплательщик) надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.02.2009 № 47968 о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств общества.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2006 по делу № А07-7412/05-Г-МОГ общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 23.10.2008 конкурсное производство продлено.

Спорная задолженность возникла после признания должника банкротом и введения конкурсного производства, срок ее уплаты согласно требованию инспекции от 26.01.2009 № 198324 установлен до 13.02.2009.

В связи с неисполнением обществом данного требования, налоговым органом принят оспариваемый ненормативный правовой акт.

Решением суда от 19.05.2009 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены. Суд, применив положения ст. 126, 142 Закона о банкротстве, п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения инспекции ввиду несоблюдения налоговым органом при взыскании спорных платежей порядка, установленного указанными положениями Закона о банкротстве.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве), Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ).

По мнению инспекции, Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ исключены положения Закона о банкротстве ограничивающие права уполномоченных органов по принудительному взысканию текущих платежей за счет денежных средств должника путем вынесения соответствующего решения после введения конкурсного производства.

Отзывы на кассационную жалобу прокуратурой и обществом не представлены.

Проверив законность судебного акта по доводам жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания, содержащегося в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве» требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Таким образом, инспекция в период конкурсного производства не вправе осуществлять принудительное взыскание налоговых платежей за счет денежных средств на счетах налогоплательщика путем принятия соответствующего решения. Вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сумма задолженности, взыскиваемая инспекцией, возникла после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.

При таких обстоятельствах выводы суда о неправомерности взыскания инспекцией налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика, в отношении которого введено конкурсное производство являются правильными.

Довод инспекции о том, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ из Закона о банкротстве исключены положения, которые препятствовали инспекции производить взыскание задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве, судом кассационной инстанции отклоняется в связи с тем, что Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) не подлежит применению к спорным правоотношениям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ, положения Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ).

Кроме того, из содержания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ следует, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве (с изменениями и дополнениями) для целей данного Федерального закона уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба с момента ее образования определена уполномоченным органом.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции отмечает, что существенных изменений, допускающих принудительное взыскание инспекцией обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, в ст. 142 Закона о банкротстве не внесено.

При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2009 по делу  № А07-7004/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.

     Председательствующий
  Н.Н. Суханова

     Судьи
  М.Б. Беликов

     Т.В. Юртаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка