• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2011 года  Дело N А76-16100/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2011 г.

Екатеринбург

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Артемьевой Н.А.,

судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2010 по делу № А76-16100/2010-6-642 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех № 4» (далее – общество «ЖРЭЦ № 4») к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Челябинской области, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в лице отделения по г. Озерску, Министерству социальных отношений Челябинской области, третье лицо - Управление социальной защиты населения администрации Озерского городского округа Челябинской области, о взыскании убытков.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Общество «ЖРЭЦ № 4» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Челябинской области, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в лице отделения по г. Озерску, Министерству социальных отношений Челябинской области с иском о взыскании на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации 71 235 руб. 99 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в соответствии с действующим законодательством.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения администрации Озерского городского округа Челябинской области.

Решением суда от 15.11.2010 (судья Костарева И.В.) исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества «ЖРЭЦ № 4» взыскана 71235 руб. 99 коп. убытков.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что Министерством финансов Российской Федерации реализация льгот, предусмотренных федеральным законодательством, обеспечена, денежные средства в виде субвенций выделены в достаточном объеме. Фактически в возмещении расходов истца отказано органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является именно Челябинская область в лице соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным размер понесенных убытков и факт оказания услуг на взыскиваемую сумму, поскольку ведомости учета лиц составлены в одностороннем порядке, акт сверки по невозмещенным расходам отсутствует.

Как следует из материалов дела, при осуществлении деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению общество «ЖРЭЦ № 4» во исполнение Федеральных законов от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставило названным категориям граждан за период с января по март 2010 г. льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 71235 руб. 99 коп.

Невозмещение расходов общества «ЖРЭЦ № 4» по предоставлению льгот за указанный период послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.

В подтверждение обоснованности понесенных расходов истцом представлены удостоверения лиц, имеющих право на льготы, ведомости по учету граждан, получивших льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, квитанции по оплате, сальдовые ведомости по лицевым счетам.

Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания суммы убытков с Российской Федерации.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Вышеназванными законами предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%. Названная мера социальной поддержки граждан является расходным обязательством Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции. Данные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 того же Кодекса).

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество «ЖРЭЦ № 4» в январе-марте 2010 г. в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам понесло расходы в сумме 71 235 руб. 99 коп., которые истцу не возмещены.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества «ЖРЭЦ № 4» 71 235 руб. 99 коп. убытков.

Все обстоятельства спора судами исследованы и получили правовую оценку.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2010 по делу №А76-16100/2010-6-642 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

     Председательствующий  
  Н.А. Артемьева

     Судьи  
  А.В. Кангин

     Н.Н. Суханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А76-16100/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 30 марта 2011

Поиск в тексте