• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2008 года  Дело N А34-1455/2007

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Дядченко Л.В.,

судей Лиходумовой С.Н., Мальцевой Т.С.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Курганэнерго» (далее – ОАО «Курганэнерго») на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.10.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу № А34-1455/2007.

В судебном заседании принял участие представитель ОАО «Курганэнерго» - Ахапкина Ю.В. (доверенность от 01.01.2008 № 43).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

ОАО «Курганэнерго» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Российской Федерации в лице Минфина РФ, третье лицо - Отдел социальной защиты населения администрации Далматовского района Курганской области, о взыскании убытков в размере 220945 руб. 73 коп., возникших в результате предоставления льгот по оплате потребленной электрической энергии гражданам на основании Федерального закона «О ветеранах» за период с 01.05.2004 по 28.02.2005, с 01.04.2005 по 30.04.2005.

Определением суда от 09.07.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Финансовое управление Курганской области.

До вынесения решения истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Минфина РФ убытки за 2004 г. в размере 220919 руб. 95 коп., с Финансового управления Курганской области убытки за 2005 г. в размере 25 руб. 78 коп.

Решением суда от 18.10.2007 (судья Алексеев Р.Н.) исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Курганэнерго» 178348 руб. 94 коп. убытков. Взыскано с Курганской области в лице Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области в пользу ОАО «Курганэнерго» 21 руб. 85 коп. убытков. В остальной части иска отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 (судьи Бабкина С.А., Махрова Н.В., Рачков В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин РФ просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт. Обжалуя судебные акты, Минфин РФ ссылается на несоответствие выводов судов о возложении на него обязанности по возмещению убытков фактическим обстоятельствам дела, неправильное истолкование судами ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «О ветеранах», неправомерное взыскание с него судом госпошлины. Минфин РФ полагает, что предоставление льгот по оплате коммунальных услуг в 2004 г. являлось расходным обязательством субъектов.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО «Курганэнерго» просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель полагает, что вывод судов об исключении из состава убытков суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, положениям ст. 1, 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», основан на неправильном истолковании п. 13 ст. 40, подп. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец в 2004-2005 г. в целях реализации положений Федеральным закона «О ветеранах» предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате потребленной электрической энергии.

Полагая, что в результате недостаточного компенсирования предоставленных в 2004-2005 г.г в соответствии с названным федеральным законом льгот у него образовались убытки в сумме 220945 руб. 73 коп., ОАО «Курганэнерго» обратилось в арбитражный суд с данным иском.

Удовлетворяя заявленные требования частично и руководствуясь ст. 15, 16, 1069, 1971 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела, убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на предоставление указанных льгот из средств федерального бюджета, вследствие чего они подлежат возмещению Минфином России за счет казны Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей в 2004 г., суммы оплаты коммунальных услуг, в том числе услуг по предоставлению электроэнергии, возмещаются за счет средств бюджета субъектов РФ.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выделение Курганской области из федерального бюджета средств на реализацию Федерального закона «О ветеранах», суды обоснованно взыскали за счет казны РФ убытки, понесенные истцом в 2004 г.

Вывод судов о том, что убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот в 2005 г., в сумме 21 руб. 85 коп. подлежат возмещению за счет казны Курганской области субъекта РФ является правильным, поскольку в силу ст. 10, 20 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей с 2005 г., п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 финансирование указанных льгот является расходным обязательством субъекта РФ.

Суды правомерно исключили из состава убытков сумму НДС исходя из того, что суммы, получаемые из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот в соответствии с федеральным законодательством, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154, подп. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.

Суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117).

Поскольку в данном деле Минфин России выступает в качестве ответчика по имущественному спору о взыскании убытков, связанных с предоставлением истцом за счет собственных средств предусмотренных законом льгот отдельным категориям граждан, оснований полагать, что Минфин России обратился в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, у суда не имелось.

Доводы Минфина РФ, изложенные в кассационной жалобе, исследовались судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы ОАО «Курганэнерго» о том, что в состав убытков подлежит включению сумма НДС, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не допущено.

Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 18.10.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу № А34-1455/2007 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и ОАО энергетики и электрификации «Курганэнерго» – без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

     Председательствующий
    Л.В. Дядченко

     Судьи
  С.Н. Лиходумова

     Т.С. Мальцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А34-1455/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 21 февраля 2008

Поиск в тексте