• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 ноября 2009 года  Дело N А34-160/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России), открытого акционерного общества «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» (далее – общество «ШМКЭС») на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2009 по делу № А34-160/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «ШМКЭС» - Безельт А.С. (доверенность от 11.01.2009 № 145);

открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Курганэнерго» (далее – общество «Курганэнерго») – Деркач Т.П. (доверенность от 01.01.2009 № 13);

открытого акционерного общества «Энергосбыт» (далее – общество «Энергосбыт») – Бабушкина О.А. (доверенность от 01.01.2009 № 106-09);

Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент) – Панфиленко Ю.А. (доверенность от 12.03.2009 № 04/492), Носко А.Ф. (доверенность от 02.06.2008 № 04/896).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Общество «ШМКЭС» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в неустановлении на 2009 год на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым заявитель может получать оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от потребителей и гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций) и нарушающим законные права и интересы заявителя, обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФСТ России, общество Курганэнерго», общество «Энергосбыт».

Решением суда от 23.04.2009 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявления общества «ШМКЭС» отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявители просят указанные судебные акты отменить, ФСТ России указывает на ошибочность вывода судов о том, что на территории Курганской области введен правовой режим котловых тарифов. Общество «ШМКЭС» указывает также на нарушение его прав и законных интересов оспариваемым бездействием департамента.

Как следует из материалов дела, общество «ШМКЭС» осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства потребителям Курганской области, чьи энергопринимающие устройства имеют технологическое присоединение к его электрической сети. Общество «ШМКЭС» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям подлежат государственному регулированию.

Общество «Энергосбыт» является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку электрической энергии по договорам энергоснабжения потребителям на территории Курганской области, в том числе потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества «ШМКЭС». В соответствии с договорами энергоснабжения общество «Энергосбыт» приняло на себя обязательства поставлять потребителям электроэнергию и урегулировать отношения по передаче электрической энергии. Договоры купли-продажи электроэнергии с потребителями не заключались. Для установления тарифов на 2009 г. общество «Энергосбыт» представило в департамент подтверждающие документы о наличии заключенных договоров энергоснабжения с потребителями.

Поскольку департаментом на 2009 г. не установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориально-распределительным сетям Курганской области, независимо от того, к сетям какой сетевой организации потребители услуг по передаче электрической энергии они присоединены, потребители услуг не имеют возможности оплачивать услуги напрямую сетевой организации.

Посчитав незаконным бездействие департамента, выразившееся в неустановлении на 2009 г. на территории Курганской области указанных тарифов, общество «ШМКЭС» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что указанным бездействием департамента права и законные интересы общества «ШМКЭС» не нарушены.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон № 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона № 41-ФЗ, п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

В соответствии с постановлением администрации Курганской области от 20.05.2003 № 149 департамент является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования тарифов и надбавок, осуществляющим государственное регулирование тарифов на территории Курганской области в соответствии с выше указанными федеральными нормативными актами.

Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 36-ФЗ) установлено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо).

Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила) в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» внесены изменения.

Согласно внесенным изменениям «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» дополнены разделом II.1 «Порядок заключения и исполнения договоров между смежными сетевыми организациями».

В соответствии с абз. 5 п. 29.8 указанного раздела установлено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 год и последующие годы ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). По решению федерального органа исполнительной власти по тарифам, принимаемому по обращению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, указанная норма может быть применена при установлении тарифов на 2007 год.

Указанное решение федерального органа исполнительной власти по тарифам о применении вышеназванной нормы при установлении тарифов на 2007 год принято приказом ФСТ России от 13.02.2007 № 22-э/1 «О внесении изменений и дополнений в приказ ФСТ России от 12.12.2006 № 375-э/17 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов Российской Федерации».

В силу названного приказа ФСТ России в отношении Курганской области установлен правовой режим предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Согласно примечаниям к указанному приказу в Курганской области предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлены с учетом обеспечения равенства тарифов на одном уровне напряжения для всех потребителей услуг, принадлежащих к одной группе, независимо от того к сетям какой организации они присоединены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 168 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861) изложены в новой редакции.

Согласно новой редакции п. 42 указанных Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с указанным пунктом Правил определен Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

Данные Методические указания определяют порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того к сетям какой организации они присоединены, а также определяют порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.

Во исполнение перечисленных нормативных актов департамент постановлением от 06.03.2007 № 4-1 «Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области» ввел правовой режим котловых тарифов в 2007 году.

В последующем департаментом приняты тарифные решения, обеспечивающие установление единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг Курганской области на 2008, 2009 годы (постановлениями от 29.10.2007 № 22-27, от 14.11.2008 № 31-3).

Тарифы для конечных потребителей (включающих в себя и стоимость услуг по передаче электроэнергии) были установлены Департаментом на 2007, 2008, 2009 годы постановлениями от 23.11.2006 № 20-11, от 29.10.2007 № 22-28, от 14.11.2008 №31-1.

В соответствии с пунктами 5, 6, Правил гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Согласно п. 7 Правил по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на территории Курганской области обеспечение потребителей электрической энергией осуществляется на основании договоров энергоснабжения, при заключении которых потребители поручили гарантирующему поставщику урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединено энергопринимающее устройство потребителя через объекты электросетевого хозяйства которой потребитель получает электрическую энергию.

В соответствии с постановлением департамента от 23.08.2007 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика в связи с передачей прав и обязанностей организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика», с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.10.2007 № 22-36 в зону деятельности гарантирующего поставщика общества «Энергосбыт» включена зона деятельности, определенная границами балансовой принадлежности электрических сетей общества «ШМКЭС».

В соответствии с Правилами общество «Энергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключило с обществом «Курганэнерго» (распределительная территориальная сетевая компания) договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007 по условиям которого общество «Курганэнерго» обязалось урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями.

Во исполнение указанного договора общество «Курганэнерго» заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с двадцатью смежными сетевыми организациями из существующих на территории Курганской области двадцати одной сетевой организации (за исключением общества «ШМКЭС»).

Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что на территории Курганской области в сфере тарифного регулирования в силу вышеперечисленных нормативных актов установлены отношения, в соответствии с которыми гарантирующий поставщик (сбытовая организация), получая от потребителей плату на основании тарифов, установленных департаментом, за электроэнергию, поставляемую на основании заключенных между ними договоров энергоснабжения, оплачивает услуги по передаче электрической энергии, по котловым тарифам региональной сетевой организации обществу «Курганэнерго».

В структуре котловых тарифов, установленных департаментом на соответствующий год, средства на оплату услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации предусмотрены у общества «Курганэнерго».

Расчет за услуги, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется обществом «Курганэнерго» по установленным для них индивидуальным тарифам. Перечисление региональной сетевой организацией обществом «Курганэнерго» смежным сетевым организациям полученных денежных средств должно осуществляться на основании заключенных между ними соответствующих договоров. Общество «ШМКЭС», как и иные организации, имеющие на балансе электросетевое оборудование, используемое для передачи электрической энергии, вправе заключить договор на передачу электрической энергии не с потребителями, присоединенными к их сетям, а с сетевой организацией обществом «Курганэнерго».

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны департамента незаконного бездействия и правильно не усмотрели по данному спору отсутствие нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, отсутствие создания департаментом препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности общества «ШМКЭС».

Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела по существу.

Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2009 по делу № А34-160/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы по тарифам, открытого акционерного общества «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» – без удовлетворения.

     Председательствующий
  Е.О. Черкезов

     Судьи
  С.Н. Василенко

     В.А. Лукьянов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А34-160/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 03 ноября 2009

Поиск в тексте