ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 года  Дело N А34-594/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мындря Д.И.,

судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 по делу № А34-594/2009  и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по  тому же делу.

Лица, участвующие  в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие:

представитель Правительства Курганской области – Бабунова О.П. (доверенность от 02.12.2008 № 01-30);

индивидуальный предприниматель Галаганова Нина Петровна;

представитель предпринимателя Галагановой Н.П. – Банников В.В. (доверенность от 20.07.2009).

Предприниматель Галаганова Н.П. обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 22.12.2008 № 547-р «Об отказе в предварительном согласовании места размещения административного здания предпринимателю Галагановой  Н.П.».

Определением Арбитражного суда Курганской области от 02.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее – Департамент), администрация г. Кургана (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 (судья Полякова А.И.) заявленные  требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 (судьи Баканов В.В., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Правительство Курганской области просит указанные судебные акты  отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя Галагановой Н.П. отказать. Заявитель полагает, что при принятии решения Правительство Курганской области руководствовалось нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса  Российской  Федерации,  Законом  Курганской  области  от 06.06.2003

№ 312 «Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области», а также действующими правилами землепользования и застройки г. Кургана. По мнению заявителя, процедура обращения с заявлением  о предоставлении земельного участка предпринимателем Галагановой Н.П.  не соблюдена, цели использования испрашиваемого земельного участка не соответствовали градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории, что послужило причиной отказа.  Правительство Курганской области отмечает, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки, где размещение административно-управленческих учреждений относится к условно разрешенным видам использования. Доказательств нарушения прав предпринимателя Галагановой Н.П.  не представлено. Кроме того, заявитель указывает, что в соответствии со ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Галаганова Н.П.  просит оставить  указанные судебные акты без изменения.

Как установлено судами, предприниматель Галаганова Н.П. 30.05.2006 обратилась в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Р. Зорге, д. 18, под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина (т. 1, л. д. 15).

Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области направил в адрес администрации г. Кургана, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, предпринимателя Галагановой Н.П. письмо от 09.06.2006 № 10-01-2854 «О подготовке акта выбора земельного участка», в котором просил обеспечить подготовку акта выбора земельного участка, расположенного по ул. Р. Зорге,  д. 18 в г. Кургане под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина.

Предприниматель Галаганова Н.П. 14.06.2007 вновь обратилась в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ранее запрашиваемого под строительство многоэтажной гостиницы, расположенного по вышеназванному адресу,  указав, что земельный участок испрашивается под строительство многоэтажного офисного здания (т. 1, л. д. 17).

Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области в адрес администрации и Комитета по архитектуре и строительству Курганской области направил письмо от 21.06.2007 № 10-01-3393, которым просил обеспечить подготовку выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Из названного письма следует, что место размещения  земельного   участка  не изменилось, ориентировочная площадь застройки составляет 450 кв. м, назначение  – строительство многоэтажного офисного здания (т. 1, л. д. 18).

На основании данного письма 21.06.2007 составлен акт о выборе земельного участка с присвоением  кадастрового номера  № 10-01-3393. Данный акт был утверждён комиссией 29.07.2008  за номером  214.

Согласно акту о выборе земельного участка от 29.07.2008  № 214 комиссией  проведено обследование заявленного участка, о чём составлен акт от 19.05.2008 № 109, определена площадь земельного участка – 0,1773 га, и дополнительные условия – согласовать с собственниками жилого дома № 18 по ул. Р. Зорге, выполнить благоустройство прилегающей территории. Комиссией дано заключение о возможности предоставления земельного участка для размещения административного здания, расположенного  по адресу: г. Курган, ул. Р. Зорге  (т. 1, л. д. 19).

Постановлением администрации  от 01.09.2008 № 4965 «Об утверждении проекта границ земельного участка предпринимателю Галагановой Н.П.» утверждён проект границ земельного участка площадью 0,1773 га для размещения административного здания по вышеуказанному адресу. В п. 2 названного постановления указано, что согласованный акт о выборе земельного участка представить в Правительство Курганской области для

дальнейшего оформления документов (т. 1, л. д. 22).

Предприниматель Галаганова Н.П. 31.10.2008 обратилась в Комитет по архитектуре и строительству Курганской области с заявлением о согласовании предварительного размещения объекта на земельном участке площадью 0,1773 га согласно акту выбора от 29.07.2008 № 214 для проектирования объекта недвижимого имущества – административного здания, расположенного по адресу: ул. Р. Зорге,  д. 18. (т. 1, л. д. 23).

Предприниматель Галаганова Н.П.  14.11.2008 обратилась  в Департамент (являющийся правопреемником всех прав и обязанностей Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области в сферах управления государственным имуществом Курганской области, государственного регулирования имущественных и земельных отношений) с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта – административного здания.

Распоряжением Правительства  Курганской  области  от 22.12.2008  № 547-р заявителю отказано  в предварительном согласовании места размещения административного здания. В качестве основания указано на необходимость проведения публичных слушаний, связанных с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки, где размещение административно-управленческих учреждений относится к условно разрешенным видам использования, что исключает правовую возможность и основания для принятия Правительством Курганской области распоряжения о предварительном согласовании места размещения административного здания предпринимателю Галагановой Н.П. в силу решения Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318, утвердившего правила землепользования и застройки г. Кургана.

Предприниматель Галаганова Н.П., полагая, что отказ Правительства Курганской области в предварительном согласовании места размещения административного здания, выраженный в распоряжении от 22.12.2008 № 547-р, является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в Арбитражный суд Курганской  области  с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 1 Закона Курганской области «Об  отдельных положениях регулирования  земельных  отношений  в  Курганской  области»  от  27.05.2003

№ 2202 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Курган осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по управлению земельными участками, находящимися в государственной собственности.

Согласно ст. 2 названного Закона области распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданами и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в муниципальном образовании г. Курган осуществляется Правительством Курганской области.

На основании п. 12 положения о Департаменте, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 315, Департамент является уполномоченным исполнительным органом  государственной власти Курганской области по приему и регистрации заявлений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Суды установили, что представленные предпринимателем Галагановой Н.П. документы (заявления от 30.05.2006, 14.06.2007; письма Департамента государственного имущества и промышленной политики курганской области, акт выбора от 29.07.2008 № 214) позволяют установить назначение  объекта – административное здание, предполагаемое место его размещения, площадь земельного участка.

Доказательств того, что предварительное согласование места размещения административного здания в данном случае невозможно, в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Установив, что процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта предпринимателем Галагановой Н.П. соблюдена, суды пришли к верному выводу о том, что  отказ Правительства Курганской области, выраженный в распоряжении от 22.12.2008 № 547-р,  является незаконным, нарушает права и законные интересы предпринимателя Галагановой Н.П. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе ссылка на положения п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 (редакция от 01.10.2008, с изменениями от 05.11.2008) «Об утверждении правил землепользования и застройки г. Кургана», были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка с учетом обстоятельств настоящего дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 по делу № А34-594/2009  и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по  тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.

     Председательствующий
     Д.И. Мындря

     Судьи
  Э.М. Маликова

     А.А. Столяров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка