ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 года  Дело N А34-9154/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Курганводоканал» (далее – предприятие) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2010 по делу  № А34-9154/2009.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее – инспекция) от 27.11.2009  № 763 об устранении нарушений законодательства.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие «Волна».

Решением суда от 17.02.2010 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе предприятие просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обосновании жалобы предприятие указывает на то, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку решением Курганской городской Думы установлена плата за вывоз жидких бытовых отходов, данная плата входит в оплату за содержание общего имущества многоквартирного домом, в связи с чем, предприятие полагает, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе, по обеспечению бесперебойного водоотведения сточных вод из септика для абонентов дома № 75 по  пер. Библиотечный возложена на управляющую организацию.

Как следует из материалов дела, государственным жилищным инспектором Нефедовой Л.А., на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.11.2009 № 0000584 в присутствии представителя предприятия в период с 24.11.2009 по 27.11.2009 проведены внеплановые мероприятия по государственному контролю по пер. Библиотечный, д. 75.

В ходе инспекционной проверки было установлено нарушение предприятием п. 4.12. ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, п. 6, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно: жильцам дома не оказывается бесперебойная услуга по водоотведению, так как сточные воды не попадают в сети городской канализации, изливаясь из септиков, текут по сформировавшейся канаве по ул. Ползунова, летом, попадая в р. Черная, зимой образуют наледь на дорогах пер. Библиотечный и на перекрестке ул. Ползунова-Перова.

По итогам проверки составлен акт от 27.11.2009 № 2064.

В связи с выявленными нарушениями предприятию выдано предписание об устранении нарушений законодательства от 27.11.2009 № 763, которым предприятию предписано в срок до 28.11.2009 обеспечить режим непрерывности предоставления коммунальной услуги по водоотведению жильцам дома № 75 по пер. Библиотечный.

Не согласившись с данным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд, установив, что предприятие является исполнителем услуги по водоотведению, оказываемой жителям дома № 75 по пер. Библиотечный, соответственно, лицом, которое обязано обеспечить нормативный уровень и режим обеспечения населения этой коммунальной услугой, пришел к выводу о законности вынесенного инспекцией предписания.

Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и нормах действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 указанного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006  № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам  (далее – Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы (п. 2 Правил).

В силу п. 3 Правил коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 4.12 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятым и введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2000 № 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению  тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.

В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

Судом на основании материалов дела установлено, что в силу Устава предприятие создано для организации услуги по водоснабжению и водоотведению в границах муниципального образования «Город Курган». В соответствии с п. 3.2 Устава основным направлением деятельности предприятия является оказание коммунальных услуг по обеспечению потребителей питьевой водой и отведению сточных вод. Коммунальные услуги, оказываемые предприятием, являются платными, что подтверждается едиными квитанциями (л.д. 66-67).

Решением Курганской городской Думы от 26.11.2009 № 315 «Об установлении на 2009 год тарифов и размеров платы за услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые МУП «Курганводоканал» на территории муниципального образования города Кургана потребителям в жилищном секторе, в том числе населению» установлен размер платы за водоснабжение и водоотведение.

При этом, как верно отметил суд, с учетом обстоятельств рассматриваемого спора, услуга водоотведения заключается, в том числе, в вывозе сточных вод из септика дома № 75 по пер. Библиотечный в г. Кургане.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что предприятие является исполнителем услуги по водоотведению, оказываемой жителям дома  № 75 по пер. Библиотечный, соответственно является лицом, которое обязано обеспечить нормативный уровень и режим обеспечения населения этой коммунальной услугой.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие не обеспечило требование непрерывности оказания услуги по водоотведению, бесперебойное отведение из жилого дома бытовых стоков, безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления в режиме непрерывности вследствие не вывоза сточных вод из септика дома № 75 пер. Библиотечный в г. Кургане.

Между тем, судом правильно указано на то, что поскольку услуги, оказываемые предприятием являются платными оно обязано обеспечить бесперебойное оказание услуг по водоотведению используя не находящийся у него на балансе и обслуживании септик.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание инспекции является законным, выдано уполномоченным органом в пределах установленной компетенции, надлежащему лицу.

Кроме того, доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым предписанием предприятием в материалы дела не представлено.

Доводы предприятия, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2010 по делу  № А34-9154/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Курганводоканал» – без удовлетворения.

     Председательствующий
    И.В. Лимонов

     Судьи
    Т.П. Ященок

     В.А. Лукьянов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка