ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года  Дело N А14-13551/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Чадова В.М.

Судей

Чистовой И.В.

Сладкопевцевой Н.Г.

при участии в заседании:

от истца:

не явился, надлежаще извещен;

от ответчика:

не явился, надлежаще извещен,

от третьего лица:

не явился, надлежаще извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу № А14-13551/2009/433/2,

У С Т А Н О В И Л

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №4» (далее – ОАО «ТГК №4») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к  муниципальному  образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж о взыскании  2009055руб. 75коп.  убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную в августе-октябре 2008 года тепловую энергию (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 заявленные исковые требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.05.2010 г. решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 г., постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 г. отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением суда от 08.06.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный информационно-вычислительный центр» городского округа город Воронеж (далее - МУП «МИВЦ»).

При новом рассмотрении дела представитель истца проинформировал суд об изменении наименования истца и ответчика, просил считать истцом по настоящему делу открытое акционерное общество «Квадра - Генерирующая компания» (далее - ОАО «Квадра»), ответчиком - муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж).

Также при новом рассмотрении истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 622 859 руб. 50 коп. убытков, возникших в связи с не возмещением межтарифной разницы за период август-октябрь 2008 года.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2010 исковые требования удовлетворены в  полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных  актов.

Заявитель кассационной жалобы считает, что вывод судов о правомерности расчета размера убытков, выполненного истцом, противоречит действующему законодательству, а именно подпункту 4 пункта 1 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006г. (далее – Правила №307).

Кроме тог, заявитель кассационной жалобы считает обязательным к применению коэффициент 0,8 в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Приложения №2 Правил №307.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

Как установлено арбитражным судом, между ОАО «ТГК-4» (энергоснабжающая организация) и ООО «УЭК Мастер» (абонент) заключен договор №6993 от 01.09.2007г. на  отпуск тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать до границы балансовой принадлежности через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель  для нужд отопления в количестве согласно Приложению №1 к настоящему договору, а абонент - принимать и своевременно оплачивать полученную тепловую энергию, а также обеспечивать соблюдение предусмотренного  договором режима потребления тепловой энергии, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им  приборов и оборудования, (п.п.1.1., 1.2  договора).

Согласно п.3.4.1 договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем через МУП «МИВЦ» на основании тарифов, утвержденных Постановлением городского округа г. Воронеж «О плате граждан за услуги отоплению и горячему водоснабжению», при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета  МУП «МИВЦ».

Во исполнение условий договора ОАО «ТГК №4» поставило абоненту тепловую энергию на общую сумму 6352633руб. 52коп.

Счета-фактуры на оплату ОАО «ТГК №4» выставляло по тарифам, утвержденным решениями Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на 2008 год №30/1 от 15.11.2007г. и №31/9 от 21.11.2007г.

Считая, что разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области, и суммой, начисленной МУП «МИВЦ» к оплате населению ООО «УЭК Мастер», по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж №427 от 07.03.2008г., является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению муниципальным образованием, ОАО «ТГК №4»  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной пришли к выводу о том, что обязанным лицом по оплате суммы межтарифной разницы и выпадающих доходов является муниципальное образование. При этом суды исходили из обоснованности расчета межтарифной разницы, основанном на применении норматива потребления согласно Правил №307.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов  соответствующими фактическим обстоятельствам дела  и положениям действующего законодательства.

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора истец обозначил требование о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за спорный период. При этом данный предмет спора вытекает из обязательств управляющей компании  (населения) по оплате оказанных коммунальных услуг и неразрывно связан с объемом поставленной тепловой энергии.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Правилами №307, определен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.

Указанное положение конкретизируется требованиями названных Правил, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).

Согласно п.п. «а» п. 19 названных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с п.п. 1 п. 1 Приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 Приложения № 2 к Правилам.

Подпунктом «б» п.19 Правил и п.п. 4 п. 1 Приложения № 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с п.п. 3 п. 1 Приложения № 2 к Правилам № 307.

В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 306 от 23.05.2006 г. (далее - Правила N 306) - норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).

Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).

Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению №2 к Правилам №307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 15 Правил № 307, в случае если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В рассматриваемом случае ООО «УЭК «Мастер» является исполнителем коммунальных услуг и действует при этом в интересах жителей – физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых оно приобретало теплоснабжение у ОАО «ТГК №4».

В спорный период тарифы для населения по оплате отопления и горячей воды были установлены постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. № 427 «О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение».

Как установлено судами и не опровергнуто материалами дела в спорный период в домах, находящихся в управлении ООО «УЭК Мастер», отсутствовали общедомовые приборы учета.

В соответствии с представленным истцом расчетом, количество поставленной тепловой энергии составило в августе 2008 г. - 538,52 Гкал и 12 735,47 м3 на общую сумму 1 085 455 руб. 97 коп., в сентябре 2008 г. - 616,25 Гкал и 13 842,50 м3 на общую сумму 1 201 025 руб. 72 коп., в октябре 2008 г. - 2 714,65 Гкал и 14 536,64 м3 на общую сумму 2 679 955 руб. 58 коп.

Для истца на 2008 год тарифы были установлены приказом от 21.11.2007 г. № 31/9 на тепловую энергию для горячего водоснабжения - 47 руб. 64 коп. без НДС для управляющих компаний и приказом от 15.11.2007 г. № 30/1 на тепловую энергию для отопления в размере 581 руб. 52 коп. без НДС.

При этом указанные тарифы превышали тарифы, установленные для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. № 427 «О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение».

При новом рассмотрении дела, истец обоснованно рассчитал объем поставленной в августе - октябре 2008 года тепловой энергии исходя из нормативов, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 09.02.2006 г. № 56 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на централизованное отопление и горячее водоснабжение для граждан».

По смыслу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.

Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 г. N 325-р, Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1.).

Аналогичные функции возложены в настоящее время на Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж.

В соответствии с распоряжением Главы городского округа город Воронеж № 190-р от 04.04.2008 г. «Об окончании отопительного сезона 2007-2008 годов» ФКУ (в настоящее время - ДФБП АГО г. Воронеж) должно производить возмещение по межтарифной разнице за тепловую энергию, отпущенную, в том числе по договорам с управляющими организациями, за счет бюджета городского округа город Воронеж.

Договорные отношения между истцом и ДФБП АГО г. Воронежа по перечислению межтарифной разницы отсутствуют, поэтому для истца сумма в размере 622 859 руб. 50 коп. является материальным ущербом.

Представленный расчет убытков соответствует нормам действующего законодательства и по существу ответчиком не оспорен.

Согласно п. 17 постановления Пленума Ввысшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично- правовое образование.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ вред возмещается в порядке возмещения убытков (п.2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.

Убытки, понесенные истцом, являются реальным ущербом.

Поскольку убытки возникли по вине ДФБП АГО г. Воронежа, которое не исполнило требования нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Согласно ст. 1069 ГК РФ взыскание материального ущерба должно производиться за счет казны муниципального образования.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте финансово - бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы № 239-II от 09.09.2009 г. ДФБП АГО г. Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

При таких обстоятельствах, судами сделан правильный вывод о том, что истец правомерно предъявил иск о взыскании межтарифной разницы к МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронежа.

В этой связи суды обоснованно взыскали  с МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж 622 859 руб. 50 коп. Убытков, возникших в связи с невозмещением  межтарифной разницы.

Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии расчета истца подпункту 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307, являются несостоятельными