ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2011 года  Дело N А14-6714/2010

Резолютивная часть постановления изготовлена 25.01.2011

Постановление в полном объеме изготовлено  27.01.2011

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего:    Козелкина И.И.

судей:  Чистовой И.В.

Чадова В.М.

при участии в заседании:

от истца:    не явились, извещены

от ответчиков:    не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02 августа 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  14 октября 2010 года по делу № А14-6714/2010/198/14,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Воронежская энергосбытовая компания» (далее –ОАО «Воронежская энергосбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному учреждению «Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Коминтерновского района» (далее – МУ РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района) о взыскании 827 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. При недостаточности денежных средств у МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" истец просил возложить субсидиарную ответственность на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  за счет средств муниципальной казны (с учетом уточнения предмета иска в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.08.2010 (судья  Пименова Т.В.) с МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" в пользу ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" взыскано 827 руб. 06 коп.  процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.02.2010 по 14.07.2010. При недостаточности средств, находящихся в распоряжении МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района", субсидиарная ответственность по уплате взысканных сумм возложена на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  за счет средств муниципальной казны.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  14.10.2010 (судьи  Шеин А.Е., Колянчикова Л.А.,  Яковлев А.С.)  решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, в частности, ст. ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения суда от 02.08.2010 г. и постановления апелляционного суда от  14.10.2010 г. как незаконных.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что доказательств недостаточности денежных средств у основного должника – МУ «РайДез ЖКХ  Коминтерновского района»  на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истцом  не представлено. Считает, что у истца отсутствовали правовые основания для обращения с иском к Департаменту финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж и истцом не доказан факт недостаточности денежных средств у  учреждения.

Учитывая, что представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, 01.01.2010 года между истцом и ответчиком был заключен муниципальный контракт № 05231 на поставку электрической энергии, в соответствии с которым ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) обязалось отпускать (поставлять) МУ «РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района» (покупатель) электрическую энергию (мощность).

Покупатель, в свою очередь, обязался оплатить полученную энергию в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные настоящим муниципальным контрактом.

Во исполнение указанного муниципального контракта в период с февраля по апрель 2010 года ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» поставило МУ «РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района» электрическую энергию на сумму 15 482 руб. 83 коп.

Поскольку обязанность по оплате потребленной электроэнергии ответчиком была исполнена несвоевременно, истец в соответствии со ст. 395 ГК РФ начислил ему проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.02.2010 года по 14.07.2010 года исходя из ставки рефинансирования 7,75% годовых в сумме 827 руб. 06 коп. согласно расчету, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.  При этом при недостаточности денежных средств у МУ «РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района» истец просит возложить субсидиарную ответственность на Муниципальное образование городской округ г. Воронеж в лице Департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  за счет средств муниципального бюджета.

Принимая решение по делу в части возложения на  муниципальное образование городской округ города Воронежа субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника, арбитражные суды, руководствуясь ст. ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу о правомерности заявленных требований и наличии, в связи с этим, оснований для их удовлетворения.

Арбитражный кассационный суд считает выводы суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда  соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

В силу ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Арбитражным судом установлено, также и ответчиком не оспаривается, что собственником имущества МУ "Рай Дез ЖКХ Коминтерновского района г. Воронежа"  является муниципальное образование  городской округ город Воронеж.

Согласно ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Как правильно указал арбитражный суд, требование указанной правовой нормы истцом соблюдено, однако проценты за пользование чужими денежными средствами основным должником не погашены, хотя наличие денежного обязательства в заявленной сумме никем из ответчиков не оспаривается.

Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исходя из п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.

В соответствии с Положением о Департаменте финансово- бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 09.09.2009г. № 239-II, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа, а также осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета городского округа (п.п.1.1,1.8,3.10).

Таким образом, в данном случае Департамент финансово- бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования городской округ г. Воронеж.

При указанных обстоятельствах суд  обоснованно возложил  субсидиарную ответственность по долгам МУ "РайДез" ЖКХ Коминтерновского района"  на  муниципальное образование  городской округ город Воронеж  в лице Департамента финансово- бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж  за счет средств муниципальной казны.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в деле нет доказательств, подтверждающих факт недостаточности у основного должника денежных средств  для погашения долга перед истцом, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания  процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности, не может быть принят во внимание.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФКУ администрации городского округа г. Воронеж никаких доказательств, подтверждающих, что оно в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации приняло все меры для исполнения обязательства своим учреждением, не представило.

Кроме того, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» (пункт 4 ) разъяснено, что  при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

С учетом изложенного, арбитражный кассационный суд не усматривает оснований для отмены  обжалуемых  судебных  актов.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02 августа 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  14 октября 2010 года по делу № А14-6714/2010/198/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
  Козелкин И.И.

     Судьи
    Чистова И.В.

     Чадов В.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка