ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 года Дело N А47-334/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее – управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2009 по делу № А47-334/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью «Оренбургский радиатор» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 12.01.2009 № 2/164 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением суда от 11.02.2009 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 2.9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом единых правил оформления (переоформления) в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций с нерезидентом, о чем составлен акт проверки от 26.12.2008.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом с республиканским унитарным предприятием «Минский тракторный завод» (Республика Беларусь; далее – нерезидент) заключен контракт от 01.11.2007 № 482/2007-ОР (далее – контракт) на поставку радиаторной продукции в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в спецификации.
Общая сумма с учетом протокола разногласий к контракту от 29.01.2008 и протокола согласования разногласий к контракту от 31.01.2008 составила 470 119 700 руб.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения к контракту от 11.02.2008 покупатель (нерезидент) производит платеж за поставку продукции в течение 40 (сорока) банковских дней с момента отгрузки продукции со склада общества. В том случае, если продукция поставляется отдельными партиями, указанные условия применяются к каждой поставляемой партии продукции.
В Оренбургском отделении – филиал № 8623 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации 11.02.2008 оформлен паспорт сделки № 08020005/1481/1042/1/0 (далее – ПС).
Дополнительным соглашением от 19.02.2008 № 1 сумма контракта увеличена на 19 000 руб., что составило 470 138 700 руб.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ведомости банковского контроля, следующая за заключением дополнительного соглашения валютная операция произведена обществом 06.03.2008, что подтверждается платежным поручением от 06.03.2008 № 791 на сумму 2 404 750 руб. и выпиской с расчетного счета за 06.03.2008.
ПС переоформлен 14.03.2008, тогда как копия протокола разногласий к указанному дополнительному соглашению, представленная в уполномоченный банк обществом, датирована 29.02.2008.
Тем самым, по мнению управления, обществом на 8 календарных дней нарушен срок для переоформления ПС, установленный Инструкцией Центрального банка Российской Федерацией Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И).
По результатам проверки управлением составлен протокол от 26.12.2008 № 2/164 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 12.01.2009 № 2/164 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев спор, суды установили наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Однако, применив положения ст. 2.9 Кодекса, признали указанное правонарушение малозначительным, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворили.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах и соответствуют действующему законодательству.
Частью 6 ст. 15.25 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций, оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки при осуществлении валютных операций установлен Инструкцией № 117-И.
В силу положений п. 3.1, 3.15, 3.151 Инструкцией № 117-И резидент представляет документы, указанные в п. 3.15 Инструкции № 117-И, в том числе, документы подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор), после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору).
Нарушение указанных правил оформления (переоформления) ПС в уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентами, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт нарушения на 8 календарных дней срока переоформления ПС.
В связи с этим, выводы судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснованы.
Между тем в соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суды, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям в области валютного рынка Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе незначительный период просрочки переоформления паспорта сделки; незначительное увеличение суммы контракта; обеспечение возможности проведения валютного контроля в отношении суммы контракта; осуществление сделки по дополнительному соглашению после переоформления ПС; заблаговременность переоформления ПС), отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания вменяемого обществу административного правонарушения малозначительным.
При этом, суды верно отметили, что действующее законодательство не ставит возможность применения ст. 2.9 Кодекса в зависимость от того, каким по конструкции (формальным или материальным) является состав правонарушения.
Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы управления, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2009 по делу № А47-334/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Т.П. Ященок
Судьи
Е.О. Черкезов
С.Н. Василенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка