• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2011 года  Дело N А43-10628/2010

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Самуйлова С.В.,

судей Александровой О.В., Синякиной Т.В.

с участием представителей истца:

Карастелевой Н.П. – директора (трудовой договор от 26.12.2005),

Кочемаева В.Н. по доверенности от 11.01.2011

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца ?

муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Володарского района

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010,

принятое судьями Ершовой О.А., Вечкановым А.И., Малышкиной Е.Л.,

по делу № А43-10628/2010 Арбитражного суда Нижегородской области

по иску муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис»

Володарского района (ИНН: 5214000230)

к товариществу собственников жилья «Морской» (ИНН: 5214003752)

о взыскании долга

и у с т а н о в и л :

муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» Володарского района (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к товариществу собственников жилья «Морской» (далее – Товарищество). Предметом исковых требований явилось взыскание с ответчика 15870 рублей 12 копеек задолженности за предоставленные коммунальные услуги по договору на предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения от 01.08.2008 № 35 и 35 рублей 97 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.04.2010 по 21.04.2010. Спор возник по методике расчета объема и стоимости коммунального ресурса - горячей воды, потребленной в многоквартирном жилом доме, управляемом ответчиком.

Истец настаивал на том, что в расчет должны приниматься как стоимость холодной воды, так и стоимость тепловой энергии, поставленной для подогрева этой воды. Оба параметра учитываются прибором учета. По мнению ответчика, он должен оплатить только объем горячей воды, определенный по общедомовому прибору учета.

Суд первой инстанции решением от 21.09.2010 удовлетворил иск в полном объеме. Суд пришел к выводу о доказанности фактов предоставления истцом ответчику услуг за горячее водоснабжение и его неоплаты Товариществом в полном объеме. Суд согласился с расчетом Предприятия.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.12.2010 отменил решение от 21.09.2010; в удовлетворении исковых требования отказал. Суд исходил из обязанности Товарищества оплатить тепловую энергию для подогрева воды, отпущенную Предприятием, по ставке оплаты коммунальной услуги горячего водоснабжения, установленной администрацией Володарского муниципального района в постановлении от 30.11.2009 № 597 «Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на горячее водоснабжение на 2010 год» (далее – Постановление администрации от 30.11.2009 № 597).

При принятии судебного акта апелляционный суд руководствовался статьями 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307).

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 14.12.2010 и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Истец не согласен с выводом арбитражного суда апелляционной инстанции о неверном определении им тарифа на горячее водоснабжение. Заявитель указывает, что, производя расчеты за оказанные Товариществу услуги горячего водоснабжения, Предприятие руководствуется установленными Постановлением администрации от 30.11.2009 № 597 тарифами, а также пунктом 48 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее – постановление Правительства от 14.07.2008 № 520) в зависимости от количества потребленной тепловой энергии, определенной по показаниям прибора учета.

Заявитель настаивает, что все расчеты между сторонами должны производиться исходя из пунктов 17 и 22 Правил № 307, согласно которым при применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания жалобы, явку представителя в заседание суда округа не обеспечил, жалобу просил рассмотреть без его участия. Дело рассмотрено без участия Товарищества.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу № А43-1068/2010 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, стороны заключили 01.08.2008 договор на предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения № 35, в соответствии с пунктом 2.1 которого предприятие (истец) обязуется отпустить потребителю (ответчику) через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия настоящего договора, а потребитель обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, какие определенны сторонами в условиях настоящего договора.

В соответствии с пунктом 4.1 договора оплата за предоставленные предприятием услуги производится в течение 10 дней с момента получения счета.

На основании выставленного истцом счета-фактуры от 31.03.2010 № 227 на сумму 170536 рублей 65 копеек ответчик произвел оплату частично в размере 154666 рублей 53 копеек.

Наличие задолженности по оплате горячего водоснабжения послужило поводом для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Отношения, возникшие между сторонами, правильно квалифицированы судами как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Тепловая энергия для теплоснабжения и горячего водоснабжения приобреталась Товариществом для целей обеспечения граждан-потребителей коммунальными ресурсами, следовательно, сложившиеся отношения в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются Правилами № 307.

Согласно пункту 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В силу пункта 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

С учетом изложенного при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.

Суды установили, что 30.07.2007 на объекте ответчика в доме № 8 по улице Мичурина города Володарска, установлен коллективный прибор учета горячего водоснабжения, осуществляющий учет не только фактического объема потребленного коммунального ресурса (вода), но и количества потребленной тепловой энергии, которая была затрачена на подогрев воды до нормативной температуры.

Таким образом, расчеты с Товариществом производятся Предприятием на основании показаний приборов учета горячей воды в порядке статей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 22 Правил № 307.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил расчет истца.

Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования № 520), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.

В пунктах 47, 48 Основ ценообразования № 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования № 109).

Согласно пункту 1 Основ ценообразования № 109, они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.

Из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» следует, что в спорный период органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не наделялись правом установления тарифов на горячую воду. В то же время тарифы на тепловую энергию использовались органами местного самоуправления при установлении тарифа на горячую воду.

Тарифы на горячее водоснабжение установлены для Предприятия Постановлением администрации от 30.11.2009 № 597 в размере 57 рублей 88 копеек за кубический метр.

Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости применения к спорным правоотношениям при расчете задолженности Товарищества за потребленную горячую воду тарифа, установленного Постановлением администрации от 30.11.2009 № 597, то есть установленного органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с нормами действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правомерно разрешил спор по имеющимся в деле доказательствам и отказал в удовлетворении иска. Оснований для переоценки указанных выводов суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

Выводы апелляционного суда согласуются с позицией, изложенной высшей судебной инстанцией по аналогичной проблеме (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2001 № 12845/10).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом округа не выявлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу № А43-10628/2010 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     С.В. Самуйлов

     Судьи

     О.В. Александрова

     Т.В. Синякина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-10628/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 20 апреля 2011

Поиск в тексте