• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2009 года  Дело N А50-6294/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Ященок Т.П., Слюняевой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» (далее – предприятие) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.08.2008 по делу № А50-6294/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель предприятия – Мешканцев С.А. (доверенность от 09.12.2008 б/н).

Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) в судебное заседание не явились.

От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным приказа управления от 17.02.2006 № 65-п о включении его в областной Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.08.2008 (судья Щеголихина О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, управление приказом от 17.02.2006 № 65-п включило предприятие в областной раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %. В соответствии с приложением к приказу № 65-п географические границы товарного рынка определены управлением границами Верещагинского, Осинского, Соликамского, Карагайского, Суксунского, Сивинского, Березовского, Уинского, Кунгурского, Пермского, Бардымского, Нытвенского, Очерского, Чернушинского районов, а также г. Лысьвы, г. Краснокамска, г. Березники Пермской области.

Предприятие, считая указанный приказ управления незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из обоснованности действий управления по вынесению оспариваемого предприятием приказа и соответствия приказа действующему законодательству.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Пунктом 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что доминирующим положением является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее – определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Абзацем 2 п. 2 ст. 18 указанного Закона установлено, что порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % (далее – Реестр), определяется Правительством Российской Федерации.

Положениями п. 10 ст. 12 данного Закона антимонопольному органу предоставлено право формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более 35 %.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 154 (действующего на момент издания оспариваемого приказа управления) был утвержден Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (далее – Порядок).

В силу п. 3 указанного Порядка включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов (независимо от места их государственной регистрации) осуществляются на основании решения Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю более 35 % на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом.

В остальных случаях включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов осуществляются на основании решения соответствующего территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

В соответствии с п. 6 данного Порядка при формировании Реестра используется информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35% на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации), в частности результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства; информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.

Согласно п. 4 названного Порядка наличие доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара более 35 % не должно носить краткосрочного характера, в том числе обусловленного сезонными особенностями.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 154 (действующее на момент издания приказа) утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, которым утверждены новые Правила формирования и ведения реестра хозяйственных субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %.

Согласно п. 3 данных Правил формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.

В соответствии с п. 9 указанных Правил хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме о включении сведений о себе в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра и внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем.

Таким образом, как правильно указали суды, условиями, необходимыми для включения хозяйствующего субъекта в Реестр, являются проведение анализа товарного рынка и стабильность доли этого субъекта на конкретном товарном рынке.

Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 № 169 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.4 данного Порядка для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых границ товарного рынка; субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка; объема товарного ресурса рынка; доли хозяйствующего субъекта на рынке; количественных показателей структуры товарного рынка; качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа); рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

По результатам проведенного анализа делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.

Согласно п. 1.5 указанного Порядка процедура оценки состояния конкурентной среды осуществляется в указанной выше последовательности. В каждом конкретном случае она может изменяться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров, после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

Судами на основании материалов дела установлено, что анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) произведена антимонопольным органом в соответствии с требованиями данного Порядка.

Так, согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в границах соответствующих муниципальных образований (на 1 квартал 2006 г.) в качестве продуктовых границ товарного рынка заинтересованным лицом определены услуги автовокзалов (автобусных станций) (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17, – 632200 услуги вспомогательные транспортные прочие) как комплекс услуг, включающий в себя предварительную и текущую продажу билетов, хранение ручной клади и багажа, обеспечение работы залов ожидания, туалета и пр., предоставление комнаты отдыха для водителей, контрольно-ревизионные услуги (сбор выручки за проезд, контроль за наличием у пассажиров проездных документов и др.), обеспечение своевременного отправления автобусов в рейсы по расписанию (медосвидетельствование, экипировка), обследование дорог, ремонт автомобилей (информирование водителей о погодных условиях, дорожной обстановке на маршрутах следования), услугу платной автостоянки, то есть услуги автовокзалов (автобусных станций), оказываемые как пассажирам, так и автоперевозчикам.

Продуктовые границы товарного рынка – услуги автовокзала определены управлением на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по организации перевозок пассажирским транспортом на момент проведения анализа (Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12, Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2), в силу которых предприятия автомобильного транспорта общего пользования (перевозчики) в целях осуществления своей деятельности должны иметь специально оборудованные автовокзалы (автостанции) для посадки и высадки пассажиров, ожидания автобуса, хранения багажа, информирования о расписании движения автобусов и т.д., обеспечить продажу пассажирам проездного билета, водитель обязан произвести осмотр транспорта, пройти медицинский осмотр, сделать диспетчерскую отметку в путевом листе и др. Во исполнение данных требований перевозчик вынужден заключать договоры с автовокзалами на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах, тем самым пользоваться услугами автовокзалов, в данном случае услугами предприятия.

Управлением определен состав продавцов и покупателей данных услуг. При этом в качестве единственного продавца на спорном товарном рынке определено предприятие, покупателями услуг автовокзалов (автобусных станций) выступают пассажиры, а также предприятия автомобильного транспорта общего пользования (перевозчики).

Географические границы товарного административно-территориальными муниципальных образований, на которых расположены структурные подразделения (47) предприятия.

Доля предприятия на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), оказываемых как пассажирам, так и перевозчикам, в границах спорных муниципальных образований составляет 100 %.

Пассажиры и перевозчики не имеют возможности обращения к иным хозяйствующим субъектам в целях получения данного вида услуги.

В результате проведенного анализа, управление признало предприятие доминирующим на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в границах спорных муниципальных образований, поскольку предприятие занимает исключительное положение на рынке товара – услуги автовокзала, не имеющего заменителя, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об обоснованности включения предприятия в Реестр и отсутствия оснований для признания оспариваемого приказа управления недействительным.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки, установленных судами обстоятельств дела, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 12.08.2008 по делу № А50-6294/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» – без удовлетворения.

     Председательствующий
    И.В. Лимонов

     Судьи
    Т.П. Ященок

     Л.В. Слюняева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-6294/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 19 января 2009

Поиск в тексте