ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2009 года  Дело N А50-6955/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лиходумовой С.Н.,

судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу № А50-6955/2008-Г08 Арбитражного суда Пермского края по иску товарищества собственников жилья «Медик» к администрации Кировского района г. Перми, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерству финансов Пермского края, третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, о взыскании 11 749 руб. 31 коп.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Товарищество собственников жилья «Медик» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации Кировского района г. Перми, третье лицо - Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, о взыскании  задолженности по возмещению льгот в сумме 11 749 руб. 31 коп.,  предоставленных в 4 квартале 2005 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Определениями суда от 16.07.2008, 14.08.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство социального развития Пермского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.

Решением суда от 11.11.2008 (судья Бородулина В.Р.) исковые требования удовлетворены: за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья «Медик» взыскано 11 749 руб. 31 коп. задолженности по возмещению произведенных расходов; исполнение  решения возложено на  Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 (судьи Нилогова Т.С., Осипова С.П., Мещерякова Т.И.) решение суда отменено на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению по правилам суда первой инстанции.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 (судьи Нилогова Т.С., Осипова С.П., Мещерякова Т.И.) к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Пермского края.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 (судьи Нилогова Т.С., Осипова С.П., Мещерякова Т.И.)  исковые требования удовлетворены: с Министерства социального развития Пермского края за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Пермского края, в пользу товарищества собственников жилья «Медик» взыскано 11 749 руб. 31 коп.; в удовлетворении требований к администрации Кировского района г. Перми,  Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и Министерству финансов Пермского края отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа,  Министерство социального развития Пермского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 19.02.2009, ссылаясь на  то, что убытки от невозмещения льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», должны быть взысканы с Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере; обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство  Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края  просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, между администрацией Кировского района г. Перми (заказчик) и жилищно-строительным кооперативом № 39 (исполнитель) заключен договор от 26.11.2002 № 01-36/291 о порядке возмещения расходов жилищно-эксплуатационной организации на предоставление инвалидам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которому заказчик возмещает исполнителю расходы, понесенные в результате оказания услуг по договору (п. 1.2 договора).

Жилищно-строительный кооператив № 39  в течение 4 квартала 2005 г. во исполнение договора от 26.11.2002 г. № 01-36/291  предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде 50-процентной оплаты согласно  Федеральному закону «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации».

В подтверждение факта предоставления льгот в сумме 11 749 руб. 31 коп. истцом в материалы дела представлен акт сверки расчетов, возникающих в связи с возмещением льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг, от 29.12.2006, подписанный между жилищно-строительным кооперативом № 39 и комитетом социальной защиты населения администрации Кировского района г. Перми, расчет сумм на возмещение льгот за 4 квартал 2005 г. с перечнем граждан, которым были предоставлены льготы,  с указанием удостоверения и даты его выдачи.

Ссылаясь на то, что администрацией Кировского района и Территориальным управлением  Министерства социального развития Пермского края по г. Перми отказано жилищно-строительному кооперативу № 39 в возмещении расходов  по предоставлению в указанный период льгот на сумму 11 749 руб. 31 коп., в связи с чем у  кооператива образовались убытки в названной сумме, истец, являясь правопреемником данного кооператива,  на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд  апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворил исковые требования и взыскал с  Министерства социального развития Пермского края за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Пермского края, в пользу товарищества собственников жилья «Медик» 11 749 руб. 31 коп. убытков.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация  передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Таким образом, финансирование вышеназванных льгот является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Закону Пермского края от 31.07.2006 № 3162-721 «Об исполнении отчета об исполнении бюджета Пермской области за 2005 год» по разделу  1003 «Социальное обеспечение населения» по целевой статье 519 00 00 «Фонд компенсаций» по виду расходов 561 «Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан»  из утвержденных законом расходов в размере 173 142,3 тыс. руб. исполнено 16 954,7 тыс. руб. (10%). По разделу 1006 «Другие вопросы в области социальной политики» по целевой статье 519 00 00 «Фонд компенсаций» по виду расходов 561 «Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан» из утвержденных законом расходов в размере 390 756,7 тыс. руб. исполнено 344 287,6 тыс. руб. (88%); в этих же разделе и целевой статье из утвержденных Законом расходов «Компенсация расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 288 772 тыс. руб. исполнено 265 823,4 тыс. руб. (92%).

Проанализировав представленные в материалы дела служебную записку Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 29.11.2007 о распределении субвенций, акты сверки остатка субвенций, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Пермского края на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на лицевом счете Министерства финансов Пермского края за период 2005-2009 г.,  составленные Министерством финансов Пермского края и Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю, суд апелляционной инстанции установил, что ежегодно  в бюджете Пермского края остаются неосвоенные бюджетные средства, поступившие из Федерального фонда компенсаций, так  по состоянию на 01.01.2006 г. остатки неосвоенных субвенций составляли  5 902 878,91 руб., на 01.01.2007 г. - 174 638 315,00 руб., на 01.01.2008 г. - 550 008 232,03 руб., на 01.01.2009 г. - 307 115 143,26 руб. (т. 2, л. д. 96 - 100).

Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что  в бюджете Пермского края имелись и имеются в достаточном объеме денежные средства в виде субвенций, поступившие из Федерального фонда компенсаций, за счет которых подлежат возмещению расходы истца в размере 11 749,31 руб., возникшие у него в связи с предоставлением льгот отдельным категориям гражданам.

В силу ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2007 № 235-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» утвержден Порядок расходования субвенций из федерального бюджета бюджету Пермского края и средств бюджета Пермского края на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому субвенции из федерального бюджета зачисляются в бюджет Пермского края в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счет Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (п. 1.2 Порядка).

Средства Федерального фонда компенсаций передаются Министерством финансов Пермского края главному распорядителю средств бюджета Пермского края - Министерству социального развития Пермского края (п. 1.3 Порядка).

Суд апелляционной инстанции, установив, что Министерство финансов Пермского края на основании уведомлений от 29.12.2008  № 645, 662, 1355 и 562 довело до главного распорядителя - Министерства социального развития Пермского края объемы бюджетных ассигнований, в том числе бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 713 459 000 руб. на 2009 год (уведомление № 645), которые содержат в себе и суммы неосвоенных ранее субвенций,  признал  в качестве надлежащего ответчика главного распорядителя бюджетных средств - Министерство социального развития Пермского края.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что убытки должны быть взысканы с Российской Федерации, не принимаются как противоречащие установленным обстоятельствам дела.

Обязанность возместить расходы, связанные с предоставлением льгот на основании федерального закона, возникает у Российской Федерации в том случае, когда из федерального бюджета перечислено средств в недостаточном количестве для компенсации расходов.

В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что финансирование вышеназванных льгот было произведено Российской Федерацией в достаточном объеме, убытки возникли у истца ввиду бездействия органа государственной власти Пермского края, в связи с чем на него и была возложена ответственность  за причинение вреда.

Отсутствие в резолютивной части постановления ссылки на взыскание убытков за счет казны субъекта Российской Федерации – Пермского края, не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку  субвенции выделены из федерального бюджета в доход бюджета Пермского края, следовательно, взыскание произведено за счет казны Пермского края.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу № А50-6955/2008-Г08 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.

     Председательствующий
    С.Н. Лиходумова

     Судьи
    Л.В. Дядченко

     А.Н. Крюков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка