ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2009 года  Дело N А50-9962/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкасской Г.Н.,

судей Вербенко Т.Л., Макарова В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Пермского края (далее – прокурор) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2009 по делу № А50-9962/2009-Г28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

прокурора – Протасова М.М. (удостоверение № 085450);

Министерства финансов Пермского края (далее – министерство) – Микова С.А. (доверенность от 11.01.2009);

открытого акционерного общества «Альфа-Банк» (далее – общество «Альфа-Банк») – Бабиков М.В. (доверенность от 04.06.2009 № 5/1440Д).

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к министерству, обществу «Альфа-Банк» о признании недействительными открытого конкурса для размещения государственного контракта на оказание услуги по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах высокого уровня качества и имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, проведенного 23.12.2008 министерством, государственного контракта от 12.01.2009 № 2, заключенного между обществом «Альфа-Банк» и министерством (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 06.08.2009 (судья Дружинина Л.В.) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 (судьи Савельева Н.М., Риб Л.Х., Мещерякова Т.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе прокурор просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, в конкурсной документации в нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) установлены незаконные требования к участникам конкурса – о предоставлении гарантии возврата средств бюджета, наличии собственного капитала в размере 50 000 000 000 руб., а в качестве критериев оценки заявок участников – качество оказываемой услуги, гарантия качества оказываемой услуги, цена государственного контракта, тогда как в силу Закона № 94-ФЗ главным критерием оценки заявок является цена контракта.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, министерство объявило о проведении открытого конкурса для размещения государственного заказа на оказание услуги по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах наиболее высокого уровня качества и имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности.

Согласно конкурсной документации предметом конкурса являются услуги по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах наиболее высокого уровня качества и имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности по лоту № 1  - 1 000 000 руб., вид депозита – срочный, срок размещения – 91 день; лоту № 2 – 1 000 000 руб., депозита – срочный, срок размещения – 31 день.

В качестве критериев на участие в конкурсе в конкурсной документации указаны: качество оказываемой услуги, гарантия качества оказываемой услуги (финансово- кредитная стабильность) и цена государственного контракта.

В соответствии с условиями конкурсной документации критерий «гарантия качества оказываемой услуги (финансово – кредитная стабильность)» предполагает наличие гарантии возврата средств бюджета Пермского края, размер которой рассчитывается по формуле и определяется для каждого участника конкурса. В результате произведенного расчета наибольшее количество баллов получал участник, имеющий собственный капитал в размере 50 млрд. руб.

На участие в конкурсе подано 15 заявок.   По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе для размещения государственного заказа на оказание услуг по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах приняты решения о допуске к участию в конкурсе по лоту № 1 ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», ОАО «КБ «Петрокоммерц», ОАО «Банк «Зенит», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «МДМ-Банк», ООО «КБ «Юниаструм Банк», ЗАО АКБ «Абсолют Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Меткомбанк»; по лоту № 2 - ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Сбербанк России», ООО «КБ «Юниаструм Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Меткомбанк».

Оценив и сопоставив заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия признала победителем по конкурсу по лоту № 1 общество «Альфа-Банк» (86,7 баллов), по лоту № 2 - ОАО «Сбербанк России». Данное решение оформлено протоколом от 23.12.2008 № 3.

На основании протокола от 23.12.2008 № 3 между министерством (заказчик) и обществом «Альфа-Банк» (исполнитель) заключен государственный контракт от 12.01.2009 № 2 о размещении временно свободных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах, которым определяется порядок взаимодействия сторон, установления прав, обязанностей и ответственности каждой из сторон при заключении между заказчиком и исполнителем договоров банковского депозита, а также исполнении обязательств сторон по заключенным договорам банковского депозита.

В п. 2.2 государственного контракта определено, что срок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края не может быть ранее 01.01.2009 и позднее 25.11.2009.

Обращаясь в порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд с рассматриваемым иском, прокурор сослался на то, что включение в конкурсную документацию критерия «гарантия качества оказываемой услуги (финансовая кредитная стабильность)» изначально поставило определенных участников конкурса в приоритетное положение и создало для них преимущества вне зависимости от сделанного предложения о цене контракта.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта и иных критериев, являются - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 1.1, 6 ч. 4 ст. 28 названного Закона).

На основании п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Действие названной статьи не распространяется на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 2 в редакции Федерального закона от 02.11.2007 № 247-ФЗ).

Установив с учетом решения Ленинского районного суда г. Перми от 11.09.2008, что Пермский край не получал дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, суды в силу п. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о правомерности размещения бюджетных средств Пермского края на банковских депозитах.

В силу п. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 № 290-п утвержден Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности на 2009 год (далее – Порядок размещения временно свободных денежных средств).

В качестве обязательного показателя для оценки качества и гарантии качества услуги по размещению временно свободных денежных средств на банковских депозитах при определении победителя открытого конкурса Порядок размещения временно свободных денежных средств установил - наличие гарантии возврата средств бюджета Пермского края, размер которой определяется по формуле как отношение собственного капитала финансовой организации к пятидесятикратному объему депозита по рассматриваемому лоту и объему денежных средств по ранее выигранным участником лотам (п. 2.51 названного Порядка).

Оценив конкурсную документацию, а также доводы и возражения сторон  по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что включенный в конкурсную документацию критерий «гарантия качества оказываемой услуги (финансово-кредитная стабильность)» соответствует установленному в п. 6 ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ критерию «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», а приведенная в конкурсной документации формула расчета соответствует порядку расчета, установленному постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 № 290-п.

При этом суды исходили из того, что определенные в конкурсной документации критерии оценки степени финансово-кредитной стабильности кредитных организаций, рассчитываемые с учетом размера собственного капитала финансовой организации и положительной репутации финансовой организации в части полноты и своевременности исполнения обязательств по ранее заключенным депозитным сделкам, позволяют обеспечить гарантии возвратности средств бюджета Пермского края, в том числе за счет собственного капитала кредитной организации.

Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Поскольку нарушений правил, определенных Законом № 94-ФЗ, при проведении оспариваемого конкурса и нарушений прав участников размещения заказа, подавших заявки, не установлено, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2009 по делу № А50-9962/2009-Г28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Пермского края – без удовлетворения.

     Председательствующий  
  Г.Н. Черкасская

     Судьи  
  Т.Л. Вербенко

     В.Н. Макаров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка