ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2010 года  Дело N А40-136287/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2010г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2010г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи П.В. Румянцева,

Судей М.С. Сафроновой, Т.Т. Марковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции

Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от «16» марта 2010 года

по делу № А40-136287/09-90-949, принятое судьей Петровым И.О.,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДжиТиЭн Глобал

Пропертиз 2»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве

о признании недействительными решения от 15.07.2009 № 55-13 в части, требования № 55-13 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009, решений от 07.10.2009 № 55-13/1 и № 55-13/2,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Пантелеевой Н.О. по дов. №б/н от 01.10.2009, Федорова Д.В. по дов. №б/н от 01.10.2009,

от заинтересованного лица - Странцевой А.О. по дов. №05-24/096900 от 03.11.2009.

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России № 4 по г. Москве (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными:

-  решения ИФНС России № 4 по г. Москве № 55-13 от 15.07.2009 г. «О привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения» за исключением отказа в привлечении к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций за 2006 г. в размере 280 268,11 (двести восемьдесят тысяч двести шестьдесят восемь) руб. в федеральный бюджет, в размере 754 558,42 (семьсот пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят восемь) руб. в городской бюджет;

-  требования № 55-13 «Об уплате налога, сбора, пени штрафа», выставленного ИФНС России № 4 по г. Москве по состоянию на 15.07.2009 г.;

-  решения ИФНС России № 4 по г. Москве № 55-13/2 от 07.10.2009 г. «О принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке»;

- решения ИФНС России № 4 по г. Москве № 55-13/1 от 07.10.2009 г. «О принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества  налогоплательщика  (плательщика  сборов)  или  налогового  агента без согласия налогового органа».

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2009 требования ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.

Из материалов дела следует, что должностными лицами инспекции ФНС России № 4 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.

По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС России № 4 по г. Москве принято решение № 55-13 от 15.07.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общества, которым:

1)  ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2006-2008 г.г. в виде штрафа в сумме 1 537 311,85 руб.;




2)  отказано в привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2406-2008 г.г. в сумме 1 034 826,53 руб., в связи с наличием у ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» переплаты по налогу на прибыль организаций за 2006 г.;

3)  начислены пени по состоянию на 15.07.2009 г. в сумме 835 159,73 руб.;

4)  предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 8 721 385,63 руб.

ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2», не согласившись с решением налогового органа, в порядке ст. 101.2 и ст. 138 НК РФ представило в УФНС России по г. Москве апелляционную жалобу на решение Инспекции ФНС России № 4 по г. Москве № 55-13 от 15.07.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общества с ограниченной ответственностью «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2».

Решением по апелляционной жалобе № 21-19/100821 от 28.09.2009 УФНС России по г. Москве оставило без изменения, утвердило и признало вступившим в законную силу решение ИФНС РФ № 4 по г. Москве № 55-13 от 15.07.2009.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение налогового органа является незаконным, а суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

В проверяемом периоде ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» признало в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, затраты на оплату услуг по управлению деятельностью общества, оказанных компанией Fleming Family and Partners (Russia) Fimited» (далее - FF&P) по договору б/н от 20.01.2003. Означенные услуги были полностью оплачены Обществом и приняты к учету на основании актов сдачи - приемки работ (услуг) и счетов - фактур, оформленных в соответствии с действующим законодательством.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что расходы по данным услугам не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ, а именно, не являются экономически целесообразными, документально не подтверждены, кроме того, установлена взаимозависимость между компанией FF&P и ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2».

Данные доводы суд не принимает по следующим основаниям.

Согласно договору об оказании - управленческих услуг от 20.10.2003 (далее по тексту договор) FF&P обязуется предоставлять ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» следующие управленческие услуги:

1)  осуществление функций общего финансового контроля и управления (анализ и предварительное утверждение ежегодного операционного и финансового плана управления зданием, представляемого компанией, управляющей зданием, составление ежеквартальных бюджетов общества, принятие решений по поводу изменений к ежегодному финансовому плану, принятие решений по осуществлению текущих расходов, не вошедших в первоначальный бюджет или ежегодный финансовый план общества, контроль за общим финансовым состоянием общества, принятие соответствующих оперативных решений, разработка оптимальных путей привлечения обществом финансирования, проведение переговоров с заинтересованными инвесторами и кредитными учреждениями);

2)  осуществление общих функций производственного контроля и управления (выработка концепции и проведение конкурсов, связанных с выбором компании, управляющей зданием, принадлежащим обществу, осуществление переговоров с компаниями, предлагающими соответствующие услуги, оценка эффективности представленных ими концепций, контроль за деятельностью компании, управляющей зданием, в частности, анализ и утверждение ежеквартальных отчетов о деятельности, предоставляемых компанией, управляющей зданием, осуществление регулярных встреч с представителями компании, управляющей зданием, для разрешения вопросов управления зданием);

3)  осуществление функций общего контроля и управления продажами (составление и распространение среди потенциальных партнеров и/или инвесторов аналитических, обзорных и иных материалов о деятельности общества, руководство поиском потенциальных арендаторов, проведение с ними переговоров, осуществляемых компанией, управляющей зданием, и принятие решений относительно условий предоставления помещений в аренду в соответствии с предложениями, представленными компанией, управляющей зданием).

4) осуществление функций общего административного управления (рассмотрение текущих вопросов, связанных с текущими взаимоотношениями с арендаторами офисных помещений, принятие решений по текущим хозяйственным вопросам деятельности общества).

Согласно п. 1.2 договора FF&P на оперативной основе согласовывает свои действия по управлению ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» с акционерами и генеральным директором общества. На основании п. 1.7 договора стороны ежеквартально подписывают акты сдачи-приемки работ (услуг), оказанных FF&P.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом были запрошены документы, подтверждающие затраты ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» на приобретение услуг, оказанных FF&P.

ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» представило налоговому органу подписанные с FF&P акты сдачи-приемки работ (услуг), счета-фактуры, оформленные в  соответствии с действующим законодательством, что не оспаривается налоговым органом.

В означенных актах сдачи - приемки работ (услуг) указан перечень услуг по управлению, оказанных FF&P в соответствии с договором. При этом, поскольку оказываемые FF&P услуги представляют собой комплекс функциональных обязанностей по управлению деятельностью ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2», которые выполняются FF&P непрерывно в течение действия договора, содержание актов сдачи - приемки работ (услуг) носит схожий характер и может отличаться по отдельным позициям.

Из означенных актов сдачи - приемки работ (услуг) и условий договора  можно определить перечень услуг, которые были оказаны FF&P, период оказании услуг и их стоимость.

Согласно ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией,  должны оформляться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты:

1)  наименование документа;

2)  дату составления документа;

3)  наименование организации, от имени которой составлен документ;

4)  содержание хозяйственной операции;

5)  измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6)  наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной   операции и правильность ее оформления;

7)  личные подписи указанных лиц.

Акты сдачи  - приемки работ (услуг),  подтверждающие затраты на услуги по управлению деятельностью, оказанные FF&P, оформлены в полном соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», что не оспаривается налоговым органом.  Факт оплаты Обществом означенных услуг на основании выставленных FF&P счетов-фактур, оформленных в соответствии с нормами ст. 169 НК РФ, и подписанных актов сдачи - приемки работ (услуг) подтверждается платежными поручениями. Налоговый орган не ставит под сомнение реальность оплаты ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» оказанных услуг по управлению деятельностью общества.

Таким образом, ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» располагает всеми необходимыми документами для правомерного признания в составе расходов в налоговом учете затрат на управленческие услуги, оказанные FF&P.

Следует отметить, что нормы НК РФ не устанавливают перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляют каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Из условий документального подтверждения расходов, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ, следует, что решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли зависит от того, можно ли на основании имеющихся у налогоплательщика документов сделать вывод о том, что расходы фактически произведены.

ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» представило налоговому органу все документы, из которых следует, что услуги по управлению деятельностью фактически были оказаны обществу и оплачены им в полном объеме в соответствии с  условиями договора, приобретены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Означенная правовая позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ изложенной в Постановлении от 20.01.2009 № 2236/07, в котором суд указал, что «В подтверждение обоснованности расходов на оплату услуг обществом представлены акты приема-передачи, в которых указаны виды услуг, период времени, в течение которого они оказаны, и их стоимость согласно условиям  договора. Акты подписаны представителями общества и компании, действовавшими на основании  доверенностей. Форма таких актов не предусмотрена в альбомах  унифицированных  форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, в них имеются. Поэтому  предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно».

В ответ на требование налогового органа от 20.04.2009 № 2 общество представило налоговому органу дополнительные документы, на основании которых были составлены акты сдачи-приемки работ (услуг) по договору с FF&P, а оказанные FF&P  услуги были приняты ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2».

Как указано выше, на основании п. 1.7 договора компания FF&P на оперативной основе взаимодействует с генеральным директором общества. Компания FF&P в процессе оказания услуг по управлению деятельностью постоянно информирует общество о проделанной работе, результатах проведенных мероприятий, встреч, переговоров, анализа, контроля и т.д.

Означенные сообщения оформляются FF&P в форме писем, меморандумов и иных документов, адресованных  генеральному директору ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» с приложением всех подтверждающих документов (полученных согласований, официальных документов внешних органов и организаций, проектов договоров, проектов соглашений о намерениях, о заключении/расторжении договора аренды и т.д., отчетов о проведенных контрольных мероприятиях, встречах и переговорах, рекомендаций к принятию решений и т.д.).

Также, в подтверждение факта оказания услуг по управлению деятельностью, оказанных FF&P, налоговому органу была представлена электронная переписка сотрудников FF&P с контрагентами и генеральным директором ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2», в которой наличествует информация о фактическом оказании услуг но управлению деятельностью общества, а именно, данные о конкретных датах, сотрудниках и проектах, реализованных  FF&P в рамках проведения финансового и производственного контроля, принятия управленческих решений,  осуществления  административного  контроля,  развития  деятельности ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2».

Указанные документы достоверно и в полной мере подтверждают понесенные ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2» затраты на услуги по управлению деятельностью, оказанные FF&P. Все документы, подтверждающие оказание услуг, были представлены налоговому органу во время проведения проверки. Таким образом, довод налогового органа об отсутствии документального подтверждения затрат на оплату услуг по управлению деятельностью, оказанных FF&P, не соответствует фактическим обстоятельствам и свидетельствует о неполном исследовании налоговым органам представленных налогоплательщиком документов.

Правовая позиция, в соответствии с которой документы, наличествующие у ООО «ДжиТиЭн Глобал Пропертиз 2», являются необходимыми и достаточными для признания в составе расходов в налоговом учете как затрат на услуги по управлению деятельностью, подтверждается арбитражной практикой.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 28.11.2007 № 15254/07 в отношении документального подтверждения услуг по управлению указал, что ежемесячное составление сторонами актов сдачи-приемки услуг с отсылкой к договору в котором определен перечень вопросов, входящих в компетенцию управляющей организации, и дополнительное подтверждение выполнения принятых по договору управляющей компанией обязательств в виде разработанных ею распоряжений, указаний, стандартов, свидетельствуют о том, что обществом были соблюдены все условия, установленные главой 25 НК РФ, для отнесения затрат но управлению на расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В постановлении от 26.12.2008 № КА-А40/12250-08 ФАС Московского округа суд отразил следующее: «Поскольку акты о предоставлении управленческих услуг содержат ссылку на Соглашение, в котором раскрывается содержание услуг, оказываемых обществу в рамках Соглашения, и из этих актов, а также актов по контролю за исполнением Соглашения и информационных сообщений можно установить конкретные работы, выполненные каждым специалистом ... для заявителя, конкретные проекты и время выполнения работ, суды отклонили доводы налогового органа о том, что акты о предоставлении управленческих услуг не позволяют определить, какие услуги по управлению организацией оказывались обществу, какую работу проделала управляющая организация».