• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2008 года  Дело N А60-29518/2007

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кротовой Г.В.,

судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2008 (резолютивная часть от 31.01.2008) по делу № А60-29518/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 (резолютивная часть от 08.04.2008) по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью «Пирамида» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 19.09.2007 № 198 и 199 об отказе в возврате излишне уплаченных пеней в сумме 1876 руб. 97 коп., начисленных за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2008 (резолютивная часть от 31.01.2008; судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными обжалуемые решения инспекции об отказе в возврате излишне уплаченных пеней в сумме 1876 руб. 97 коп.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 (резолютивная часть от 08.04.2008; судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Грибиниченко О.Г.) решение суда изменено, резолютивная часть изложена в иной редакции, согласно которой признаны недействительными обжалуемые решения инспекции в части отказа в возврате излишне уплаченных пеней в сумме 1773 руб. 04 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган полагает, что Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ) не определен порядок проведения возврата. Кроме того, по мнению инспекции, страховые взносы на обязательное страхование не отвечают понятию налога, содержащемуся в ст. 8 Кодекса.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлениями на возврат переплаты пени, начисленной за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1578 руб. 12 коп. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 298 руб. 85 коп.

Налоговый орган решениями от 19.09.2007 № 198 и 199 отказал обществу в возврате указанных сумм пеней, мотивируя свой отказ тем, что инспекция не вправе осуществлять возвраты (зачеты) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и начисленных на них пеней без решения арбитражного суда.

Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решений инспекции недействительными.

Суды, приняв во внимание числящуюся у общества недоимку по пеням, пришли к выводу о наличии у инспекции обязанности по возврату обществу пеней в сумме 1773 руб. 04 коп., в связи с чем удовлетворили заявленные требования в указанной части.

Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон № 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 1, 2 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по пени, начисленной за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии в сумме 1491 руб. 78 коп. и 281 руб. 26 коп. соответственно. Факт наличия у общества указанной переплаты налоговым органом не оспаривается.

Таким образом, судами обоснованно признаны недействительными обжалуемые решения инспекции в части отказа в возврате обществу излишне уплаченных пеней в сумме 1773 руб. 04 коп.

Между тем, учитывая, что апелляционным судом изменена ошибочно изложенная резолютивная часть решения суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 (резолютивная часть от 08.04.2008) по делу № А60-29518/07 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области - без удовлетворения.

     Председательствующий  
 Г.В. Кротова

     Судьи  
 Т.П. Ященок

     С.Н. Василенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А60-29518/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 19 июня 2008

Поиск в тексте