ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2010 года  Дело N А40-143190/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Москвиной Л.А.,

судей        Захарова С.Л., Свиридова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Манохиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф., Фонда "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2009 по делу № А40-143190/09-67-961, судьи Черенковой Г.В.,

по заявлению Фонда "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина"

к Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

третье лицо: ОО «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина»

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Грушин М.Ю. по дов. от 06.02.2009 паспорт 45 09 781556; Осокин А.А. по дов. от 19.10.2009 уд №3856;

от ответчика: Шеманин Я.А. по дов. от 09.11.2009 уд № 359-30; Робинов А.А. по дов. от

05.05.2009 уд №279-30;

от третьего лица: Родионов М.Ю. по дов. от 01.06.2009 паспорт 45 04 643741; Ширяева О.В. по дов от 12.02.2008 паспорт 46 04 133871;

от лица, не привлеченного к участию в деле - Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф.: Грушин М.Ю., по дов. от 06.02.2009, паспорт 45 09 781556

У С Т А Н О В И Л:

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Роспатента от 20.07.2009 в отношении товарного знака № 368058, зарегистрированного на имя Общественной организации «Самарский областной Клуб авторской песни имени Валерия Грушина».

Решением суда от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из того, что в действиях правообладателя товарного знака «Грушинский фестиваль» злоупотребления правом на его регистрацию отсутствуют, поскольку именно правообладатель в течение длительного времени является организатором «Грушинских фестивалей», ставших уникальным явлением с устойчивым смысловым значением «Грушинский фестиваль».

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» не согласился с принятым решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Считает, что выбор имени Валерия Грушина в качестве символа фестиваля самодеятельной песни был обусловлен личностью самого Валерия Грушина и его репутации, известной инициаторам проведения фестивалей. Указал также, что уставные задачи Фонда и его основная цель - развитие авторской песни на основе организации и проведения традиционного всероссийского песенного праздника - туристического фестиваля имени Валерия Грушина.

Селиверстова (Грушиной) Н.Ф., лицо, не привлеченной к участию в деле, также не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и привлечь её к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне заявителя и принять новый судебный акт. В обосновании жалобы указывает, что давая согласие на регистрацию словесного обозначения «Грушинский фестиваль» в качестве товарного знака, была введена в заблуждение и обманута представителями третьего лица о целях и причинах регистрации товарного знака, включающих имя её брата – Валерия Грушина.

В отзыве на апелляционные жалобы третье лицо просит  прекратить производство по жалобе Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф., поскольку считает, что обжалуемый судебный акт не затрагивает ее права и законные интересы. В удовлетворении апелляционной жалобы заявителя просит отказать, указывая, что организацию и проведение фестиваля осуществляет ОО «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина»

В судебном заседании представитель заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт. Считает, что регистрация товарного знака №368058 произведена с нарушениями требований Закона о товарных знаках.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Фонда "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина" отказать, а по апелляционной жалобе Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф. - прекратить производство по жалобе, изложил свои доводы.

Представитель третьего лица также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Изложил свои доводы, указанные в отзыве на апелляционные жалобы. Полностью поддержал позицию ответчика.

Представитель Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф. доводы апелляционной жалобы и жалобы заявителя поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и привлечь Селиверстову (Грушину) Н.Ф. к участию в деле в качестве третьего лица.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, словесный товарный знак «ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ» по свидетельству № 368058 с приоритетом от 05.12.2006 зарегистрирован Роспатентом 10.12.2008 на имя третьего лица в отношении товаров 09, 15, 16, 21, 22, 24, 25, 26, 32, 33 и услуг 35, 39, 41 классов МКТУ.

Заявитель обратился в Палату по патентным спорам с возражениями против предоставления правовой охраны товарного знака № 368058, полагая, что регистрация товарного знака № 368058 произведена с нарушением требований абз. 4, п. 3 ст. 7 Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» (далее – Закон о товарных знаках), поскольку словесный элемент «Грушинский» является производным от имени известного в Российской Федерации лица - Валерия Федоровича Грушина без согласия данного лица или его наследника.

Решением Роспатента от 20.07.2009 в удовлетворении возражений заявителя отказано, правовая охрана товарного знака № 368058 оставлена в силе.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.

Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях заявителя имеет место злоупотребление правом, связанное с намерением воспользоваться известностью и уникальностью «Грушинских фестивалей», заслуга развития которых в течение длительного времени принадлежит другому лицу - правообладателю товарного знака № 368058.

Суд апелляционной инстанции, изучив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знака обозначения, тождественные фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Как правомерно установлено судом первой инстанции, имя Грушина Валерия Федоровича стало известно в России после его трагической гибели, проведения в память о нем фестиваля туристических, бардовских песен.

Осенью 1968 года в Куйбышевской области в память о Грушине В.Ф. прошел фестиваль туристской песни, ставший с того времени традиционным и ежегодным фестивалем авторе песни им. В.Ф.Грушина — «Грушинским фестивалем».

«Грушинский фестиваль» стал уникальным явлением в области искусства, его название используется уже более 40 лет, в связи с чем, обозначение «Грушинский фестиваль» приобрело устойчивое смысловое значение и в этом качестве широкую известность.

Также суд первой инстанции правомерно признал обоснованным доводы заявителя о том, что в товарном знаке «Грушинский фестиваль» обозначение «Грушинский» является производным от фамилии Грушина В.Ф., известность личности которого связана с ежегодно проводимым, в том числе, и до приоритета оспариваемого товарного знака Грушинскими фестивалями авторской песни.

Согласно свидетельству Тушинского отдела ЗАГС Управления ЗАГС г.Москвы дата смерти Грушина В.Ф. установлена 08.09.2009, следовательно, на дату подачи заявления о регистрации товарного знака № 368058 не было и не могло быть согласия Грушина В.Ф. на использование обозначения «Грушинский» в этом товарном знаке.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела и сделан вывод о том, что Палатой по патентным спорам Роспатента нарушен порядок регистрации товарного знака.

В тоже время суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи со значимостью фестиваля. Вместе с тем, данный вывод не имеет значения для разрешения данного спора, поскольку в п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках (действовавшего на момент регистрации товарного знака «Грушинский фестиваль») указано, в качестве товарных знака не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Довод ответчика о том, что согласие наследника не требуется, противоречит данной норме закона. Кроме того, в уведомлении о результатах проверки соответствия заявленного обозначения («Грушинский фестиваль») требованиям законодательства, ФГУ ФИПС установлено, что словесный элемент «Грушинский» является производным от фамилии В.Ф. Грушина.

Кроме того, в нарушении норм Гражданского права РФ о наследственном праве — ст.ст. 1110, 1114 и 1116 ГК РФ, суд необоснованно принял во внимание согласие сестры Грушина В.Ф. на регистрацию товарного знака «Грушинский фестиваль», поскольку данное согласие было дано до объявления В.Ф.Грушиным умершим, следовательно, такое согласие не порождало каких-либо прав и обязанностей.

Следует также отметить, что довод суда первой инстанции о том, что правообладатель в течение длительного времени являлся организатором «Грушинских фестивалей», следовательно, в действиях заявителя усматривается злоупотреблении правом на регистрацию юридического лица для осуществления деятельности аналогичной деятельности другого лица, не обоснован в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» был учрежден как племянниками самого В.Ф.Грушина, так и третьим лицом на стороне ответчика — общественной организацией «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина» (том 2, л.д. 20).

Кроме того, уставные задачи Фонда и его основная цель - развитие авторской песни на основе организации и проведения традиционного всероссийского песенного праздника - туристского фестиваля имени Валерия Грушина (п. 2.1 Устава Фонда), определены волей одного из учредителя — правообладателя оспоренного товарного знака. При этом Устав Фонда предусматривает, что Фонд совместно с оргкомитетом фестиваля организует фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (п.2.3.1 Устава).

Также следует отметить, что с момента своей организации Фонд привлекался администрацией Самарской области к участию в работе оргкомитета Грушинского Фестиваля и с 2007 года непосредственно участвует в организации Грушинского фестиваля на Мастрюковских лугах (том 2, л.д. 53-54, 56-59).

Вывод суда первой инстанции о том, что в деле отсутствуют доказательства наличия возражений на период регистрации спорного товарного знака других лиц, претендующих на наследство Грушина В.Ф. является необоснованным, поскольку в материалах дела содержится копия уведомления ФГУ ФИПС о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства от 18.03.2008, направленного в адрес Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина, в котором указано на необходимость согласия племянника В.Ф. Грушина на регистрацию словесного обозначения «Грушинский фестиваль» в качестве товарного знака.

Таким образом, необходимо признать, что регистрация товарного знака №368058, произведена с нарушениями требований Закона о товарных знаках.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании недействительным решения Роспатента от 20.07.2009 в отношении товарного знака № 368058.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции, подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего спора.

Производство по апелляционной жалобы Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф. подлежит прекращению. Судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле, поскольку спор возник между Фондом "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина" и Роспатентом. Правомерно привлечена к участию в деле, в качестве третьего лица, правообладатель товарного знака – Общественная организация «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина». Решение о правах и обязанностях Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф. судом не принималось.

Руководствуясь ст. ст. 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2009 по делу № А40-143190/09-67-961 отменить.

Признать недействительным решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 20.07.2009, в отношении товарного знака № 368058, зарегистрированного на имя Общественной организации «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина».

Производство по апелляционной жалобе Селиверстовой (Грушиной) Н.Ф. прекратить.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий  
  Л.А. Москвина

     Судьи
      В.А. Свиридов

     С.Л. Захаров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка