ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года  Дело N А40-17339/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2008

Постановление в полном объеме изготовлено 20.11.2008

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веклича Б.С.,

судей  Якутова Э.В., Поташовой Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Москве

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2008

по делу №А40-17339/08-153-213 судьи Ласкина Л.В.

по заявлению Департамента имущества г.Москвы

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве

третьи лица: Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом, Управление Федеральной миграционной службы по г.Москве

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Ланда В.М. (доверенность от 25.06.2008, удостоверение №0202),

представителя ответчика Граф М.П. (доверенность от 06.05.2008, удостоверение №009144),

представитель Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в судебное заседание не явился, извещен,

представитель Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве в судебное заседание не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2008, принятым по данному делу, признан незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по г.Москве в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, общей площадью 2 867,7 кв.м., оформленный письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 10.01.2008 №02/060/2007-537.

Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Москве произвести государственную регистрацию права собственности г.Москвы на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, общей площадью 2 867,7 кв.м.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, общей площадью 2 867,7 кв.м.

Не согласившись с данным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Считает, что представленная выписка из федерального имущества является учетным документом, не подтверждающая основания возникновения права федеральной собственности на объекты недвижимого имущества, а непредставление данных документов является препятствием для осуществления регистрационных действий.

Заявитель просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указывает на то, что приведенные в отказе основания не соответствуют требованиям законодательства.

Представители Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом и Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить решение суда без изменения, основываясь на следующем.

Как усматривается из материалов дела, 13.09.2007 Департамент имущества г.Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, общей площадью 2867,7 кв.м.

Управление Федеральной регистрационной службы по Москве от  письмом 10.01.2008 №02/060/2007-537 отказало в государственной регистрации права собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимого имущества в связи с непредставлением Департаментом имущества г.Москвы дополнительных документов относительно заявленного к государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Крнейчука, д.47А, общей площадью 2867,7 кв.м. При этом регистрирующий орган сослался на абзацы 4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие принадлежность указанного объекта к имуществу г.Москвы. Кроме того, сослался на то, что из представленных на регистрацию документов не представляется возможным определить на чьи средства построено спорное здание, а также указал на несоответствия, имеющиеся в представленной технической документации.

Признавая данный отказ в регистрации права собственности города Москвы на спорные помещения незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности этого решения.

В силу положений абзацев 4 и 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав.

При этом согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для регистрации.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, представляемые на государственную регистрацию, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.

Пунктом 5 ст.214 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законом.

До принятия специального закона решение вопроса разграничения, определения пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности производилось в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1993 №114-рп.

Согласно приложению №3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам муниципальной собственности относятся объекты нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 1 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В настоящем случае, Департаментом имущества г.Москвы для государственной регистрации в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве в качестве документа, устанавливающего наличие у города Москвы права собственности на объект общей площадью 2867,7 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 06.09.2007 №03-000924(000).

Согласно технической документации Бюро технической инвентаризации заявленное к регистрации нежилое помещение создано до 1991 года. Следовательно, право собственности города Москвы на вышеназванные объекты недвижимости возникло в результате разграничения государственной собственности на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, так как указанные в заявлении объекты отвечают критериям, установленным для отнесения имущества федеральной собственности Приложениями 1, 2 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В представленной выписке из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 06.09.2007 №03-000924(000) указано, что основанием для внесения в реестр объектов недвижимости является постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, распоряжение Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 19.04.1982 №521-р.

Отказывая в государственной регистрации права собственности города Москвы, регистрирующий орган исходил из того, что учет имущества носит информационный характер, осуществляется на основании правоустанавливающих документов, однако документы, подтверждающие приобретение правообладателем указанного в выписке объекта, возникновение соответствующего вещного права на объект учета или государственную регистрацию указанного права на него, представлены не были.

Абзацем 2 п.3 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности».

Такой реестр (исходя из аналогичных положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 №447 об учете федерального имущества) представляет собой информационную систему, то есть организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета имущества и предоставления сведений о нем. Согласно пункту 4 указанного Положения учет федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы.

Однако согласно п.7 распоряжения Госкомимущества от 05.02.1993 №217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения» документом, подтверждающим право собственности города, района на нежилые помещения, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Из распоряжения Мосгорисполкома от 19.04.1982 №521-р «Об утверждении техно-рабочего проекта на строительство здания детского дошкольного учреждения корпуса №723 в микрорайоне №8Г Бибирева», а также решения Мосгорисполкома от 26.11.1984 №3172 «О размещении строительства детских дошкольных учреждений в 1985-1988 гг.» следует, что спорный объект недвижимости, является двухэтажным зданием детского сада №1545. При этом согласно справке Бюро технической инвентаризации от 04.09.2007 №12724/22 об идентификации адреса объекта, зарегистрированного в Адресном реестре, подтверждается, что объект по адресу: Бибирево, микрорайон 8Г, корп. 723 (указанный в документах Мосгорисполкома) и объект по адресу: г.Москва, ул. Корнейчука, д. 47А являются одним и тем же объектом, официальным адресом которого является: г.Москва, ул. Корнейчука, д.47А.

В настоящем случае, изданием указанных распорядительных актов органами исполнительной власти города Москвы подтверждается факт строительства спорного здания за счет городских средств.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 №8 до момента внесения объектов в соответствующий реестр документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 №114-рп.

Исходя из изложенного, поскольку спорный объект уже внесен в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, предоставление регистрирующему органу документов-оснований для возникновения права собственности города Москвы на спорный объект недвижимости не требовалось.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на факт передачи спорного объекта недвижимости в оперативное управление Управлению внутренних дел СВАО г.Москвы, не принимается судом апелляционной инстанции.

Из материалов дела усматривается, что 09.06.1995 во исполнение постановления Правительства Москвы от 14.02.1995 №138 «О передаче в оперативное управление окружному Управлению внутренних дел СВАО фактически занимаемых помещений и отдельно стоящих зданий» между Госкомимуществом и УВД СВАО г.Москвы заключен контракт №0-275/95 на право оперативного управления нежилым зданием по адресу: г.Москва, ул. Корнейчука, д.47А, находящимся в собственности города Москвы.

УВД СВАО г.Москвы выдано свидетельство Москомимущества на право оперативного управления от 25.04.1995 №17187.

Однако на основании постановления Правительства Москвы от 24.01.2006 №44 ПП «О передаче в безвозмездное пользование ГУВД г.Москвы и его структурным подразделениям помещений, находящихся в оперативном управлении ГУВД г.Москвы и его структурных подразделений», 19.05.2006 между Департаментом имущества г.Москвы и УВД СВАО г.Москвы заключено соглашение о расторжении указанного контракта.

Согласно п.4 указанного постановления ранее принятые распорядительные документы Правительства Москвы о передаче в оперативное управление ГУВД г.Москвы и его структурным подразделениям нежилых помещений в соответствии с приложением к данному постановлению утратили юридическую силу.

На основании изложенного, следует признать, что представленный на регистрацию права собственности комплект документов на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, соответствует п.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Довод подателя апелляционной жалобы о наличии противоречий в представленных на регистрацию документах технического учета и инвентаризации не отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно представленной выписке Бюро технической инвентаризации из технического паспорта на здание от 03.09.2007 объект по адресу: ул.Корнейчука, д.47А состоит из надземной части (2 этажа площадью 1841,2 кв.м.) и подземной части (техническое подполье площадью 1026,5 кв.м.).

Таким образом, общая площадь объекта, право собственности на который заявлено к регистрации, составляет сумму площадей надземной (1841 кв.м.) и подземной (1026 кв.м.) частей, а именно 2867,7 кв.м.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 №921 «О государственном техническом учете и технической Инвентаризации в РФ» объектов капитального строительства» утверждено Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства». Согласно п.7 Положения по результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, который является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

В соответствии с п.12 Положения сведения об объектах учета, полученные от организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящем случае, Департаментом имущества г.Москвы в регистрирующий орган представлена техническая документация на регистрацию нежилого здания по адресу: ул. Корнейчука, д.47А, общей площадью 2867,7 кв.м. в соответствии с выпиской из технического паспорта на здание.

С учетом приведенных норм, отсутствие в представленном в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве поэтажном плане БТИ объекта по адресу: ул. Корнейчука, д. 47А комнаты 12, помещения I, площадь которой согласно экспликации Бюро технической инвентаризации составляет 27 кв.м., не свидетельствует о наличии противоречий в представленных документах и не может служить основанием для отказа в регистрации права в отношении остальных помещений, являющихся составными частями здания по указанному адресу.

При таких обстоятельствах представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости признания недействительным оспариваемого решения от 10.01.2008 №02/060/2007-537. Соответственно, является правомерным решение суда в части обязания Управления Федеральной регистрационной службы по Москве произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Корнейчука, д.47А, общей площадью 2 867,7 кв.м., рассмотреть вопрос об устранении нарушения прав и интересов Департамента имущества г.Москвы в виде государственной регистрации права собственности города Москвы на указанное недвижимое имущество.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2008 по делу №А40-17339/08-153-213 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по г.Москве в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
  Б.С. Веклич

     Судьи
  Э.В.Якутов

     Ж.В. Поташова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка