ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2009 года  Дело N А40-29725/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «21» апреля_2009г.

Постановление изготовлено в полном объеме «27» апреля 2009г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Р.Г. Нагаев,

судей Л.Г. Яковлева, П.В. Румянцев,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,

рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2009 года по делу № А40-29725/08-90-77, принятое судьей Петровым И.О., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Самотлорнефтегаз» к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам № 1 о признании незаконным решения от 08.02.2008г. № 52-02-17/293 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Бартош О.Н. по дов. от 10.12.2008

от заинтересованного лица - Одинцова М.С. по дов. № 95 от 03.09.2008

У С Т А Н О В И Л:

Решением от 17.02.2009г. Арбитражный суд г. Москвы заявленные  ООО «Самотлорнефтегаз» требования удовлетворил частично. Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 08.02.2008 г, № 52-02-17/293 признано недействительным в части привлечения ООО «Самотлорнефтегаз» к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 450 032,20 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость, начисленных на сумму 20 595 128, 60 руб. и доначисления налога на добавленную стоимость в размере 20 514 210, 81 руб., как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.  В удовлетворении требований в остальной части отказано.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 не согласилась с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Самотлорнефтегаз» требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.

Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит изменению, поскольку в части признания недействительным решения налогового органа от 08.02.2008 № 52-02-17/293 в части доначисления налога на добавленную стоимость 20 514 210,81руб. не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 18.09.2007 г. ОАО «Самотлорнефтегаз» представлена в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2007 г.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной делкрации решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 № 52-02-17/293 от 08.02.2008 г., заявитель был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 450 032,20 руб. Кроме того, обществу также предложено уплатить сумму налог на добавленную стоимость в размере 27 250 160 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 186 631,11 руб.

По мнению суда апелляционной инстанции указанное решение Инспекции от 08.02.2008 № 52-02-17/293 является действительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 20 514 210,81руб. по следующим основаниям.

Является неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что услуги по диспетчеризации, перевалке, наливу нефти не подпадают под нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, данные услуги подлежат обложению по ставке налога на добавленную стоимость 18 %.

В соответствии со статьёй 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьёй 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 2 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пункта 5 и пункта 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров выполненных работ, (оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров выполненных работ, (оказанных услуг) с учетом суммы налога.

Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов предусмотренных статьёй 165 Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской  Федерации или  ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Согласно пункту 2 «Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам» утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 380-э/2), процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам (далее - транспортировка нефти) включает в себя следующие основные операции: перекачка нефти по магистральному трубопроводу; выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти; перевалка, слив/налив, прием/сдача нефти.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения в целях определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам операции по перекачке нефти и выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти рассматриваются как единый и неразрывный технологический процесс. Таким образом, транспортировкой нефти признается выполнение всего комплекса операций, указанных в пункте 2 Положения.

При таких обстоятельствах, оказанные ОАО «АК «Транснефть» услуги по диспетчеризации, перевалке и наливу нефти должны облагаться НДС по ставке 0 % на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку представляют собой процесс транспортировки товаров.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 1375/07 и от 20.11.2007 № 7205/07, операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса , подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 % при условии, что: соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций; по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

В данном случае выставление спорных счетов-фактур произошло после фактического помещения товара под таможенный режим экспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактического предъявления товаров не требуется.

Согласно статье 157 Кодекса днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

В силу статьи 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Таким образом, предоставление грузоотправителем полной ГТД в таможенный орган производится после фактического вывоза нефти за пределы территории Российской Федерации. При этом в полной ГТД таможенным органом проставляется штамп «Товар вывезен» с указанием даты фактического вывоза товара, а штамп «Выпуск разрешен» проставляется по дате фактической подачи декларации.

Если товар до убытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям, следует руководствоваться отметками таможенных органов «Выпуск разрешен» на временных грузовых декларациях.

Дата штампа «Выпуск разрешен», указанная в полной ГТД, не может рассматриваться как дата фактического помещения нефти под таможенный режим экспорта, так как в противном случае нефть признавалась бы помещенный под таможенный режим экспорта после фактического вывоза нефти с таможенной территории Российской Федерации.

Кроме того, определение даты помещения нефти под таможенный режим экспорта по дате штампа «Выпуск разрешен» на полной ГТД противоречит статьям 120, 121, 310 ТК РФ, так как нефть не может быть вывезена трубопроводным транспортом без разрешения таможенного органа и без помещения нефти под таможенный режим экспорта, в противном случае вывоз нефти, не помещенной под таможенный режим экспорта, производился бы с нарушением таможенного законодательства.

В соответствии с Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762 в таможенной декларации в графе 7 «справочный номер» в левом углу графы проставляется код вида таможенной декларации в соответствии с классификатором видов таможенных деклараций.

Во всех полных ГТД, представленных обществом в инспекцию в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, указан код «ПВД».

В соответствии с приказом ФТС России от 08.08.2006 № 743 код «ПВД» указывается в отношении следующего вида таможенной декларации - «полная, подаваемая на временную».

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762, в графе 40 «общая декларация/предшествующий документ» указывается регистрационный номер последнего таможенного документа, принятого таможенным органом при помещении товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру, в том числе указывается регистрационный номер предшествующей таможенной декларации - временной декларации.

В графе 40 полной ГТД по регистрационному номеру временной декларации можно установить дату помещения нефти под таможенный режим экспорта.

Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762, в графе 1 таможенной декларации, в случае помещения товара под таможенный режим экспорта проставляется буквенный код «ЭК» - экспорт. В графе 37 «процедура» указываются сведения, необходимые для подтверждения соблюдения условий помещения декларируемых товаров под заявляемый таможенный режим, в случае помещения товара под таможенный режим экспорта в левом подразделе графы проставляется код 10, указывающий на помещение товара под таможенный режим экспорта в соответствии с Классификатором таможенных процедур, утвержденным Приказом ФТС России от 08.08.2006 № 743.

В соответствии с показателями граф 1 и 37 полных и временных ГТД подтверждается, что нефть помещена под таможенный режим экспорта. В графе 40 полной ГТД указывается дата помещения нефти под таможенный режим экспорта в соответствии с временной ГТД.

Вывоз нефти трубопроводным транспортом за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии со статьями 138, 311 Таможенного кодекса Российской Федерации производится на основании временной ГТД.

Указанная временная ГТД представляется грузоотправителем в таможенный орган в соответствии со статьями 120, 121, 310 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения таможенного органа на вывоз товара и подтверждения помещения нефти под таможенный режим экспорта.

Согласно подпункту 23 пункта 1 статье 11 Кодекса выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Факт разрешения таможенным органом вывоза нефти на основании временной ГТД штамп «выпуск разрешен» является юридическим фактом признания помещения нефти под таможенный режим экспорта.

Дата помещения товара под таможенный режим экспорта (день выпуска товара) в соответствии с временной ГТД признается согласно пункту 3 статьи 157 Кодекса помещением товара под таможенный режим экспорта (выпуском товара таможенным органом).

Следовательно, в целях определения даты помещения товара под таможенный режим экспорта следует принимать дату выпуска товара в соответствии с временной ГТД, на основании которой произведен вывоз нефти и именно с указанной даты согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по транспортировке нефти облагаются по ставке 0 %.

Таким образом, услуги ОАО «АК «Транснефть» по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, помещенной под таможенный режим экспорта на основании штампа «выпуск разрешен» на временной ГТД, подлежат налогообложению по ставке 0%.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а так же не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.

По мнению суда апелляционной инстанции,  взыскание с заявителя пеней и взыскание штрафных санкций в заявленной сумме является необоснованным. В материалах дела имеется акт сверки (т.9, л.д. 9-12), согласно которому по данным налогового органа у заявителя на 01.04.2008г. имеется переплате в размер 165 405 724, 20 руб. Данная переплата охватывает доначисленную заявителю недоимку. О наличии переплаты на момент принятия оспариваемого решения Инспекции указывает в обжалуемом решении и суд первой инстанции. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции. При таких обстоятельствах решение суда в остальной части следует оставить без изменения

Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от «17» февраля 2009 года по делу № А40-29725/08-90-77 изменить.

Отменить решение суда в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 08.02.2008 № 52-02-17/293 в части доначисления НДС 20 514 210,81руб.

Отказать ООО «Самотлорнефтегаз» в удовлетворении требований о признания недействительным решения Межрегиональной инспекции  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 08.02.2008 № 52-02-17/293 в части доначисления НДС 20 514 210,81 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
    Р.Г. Нагаев

     Судьи
    Л.Г. Яковлева

     П.В. Румянцев

     28
00.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка