• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 года  Дело N А40-29927/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009

Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей Веклича Б.С., Попова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по г.Москве

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009

по делу №А40-29927/09-145-215 судьи Девицкой Н.Е.

по заявлению ТУ Росимущества по г.Москве

к УФРС по г. Москве

третье лицо – ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС»

о признании незаконным отказа в регистрации,

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя не явился, извещен,

представителя ответчика Кудухова А.В. по доверенности от 11.01.2009, удостоверение ТО №009145,

представитель третьего лица не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление ТУ Росимущества по г.Москве о признании незаконным решения Управления ФРС по Москве №14/009/2008-800 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Поляны, пересечение с ул.Скобелевская, (кадастровый номер 77:06:0012002:1000), и обязании Управления ФРС по Москве произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Поляны, пересечение с ул.Скобелевская (кадастровый номер -77:06:0012002:1000).

В обоснование данного решения суд первой инстанции указал, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя по осуществлению права собственности в отношении данного земельного участка. При этом суд посчитал, что Управлением ФРС по Москве не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Не согласившись с принятым решением, УФРС по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы приводит доводы о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права. Считает, что отказ в государственной регистрации является правомерным, поскольку регистрация права собственности была заявлена на земельный участок, имеющий адрес и площадь, отличные от указанных в документах. Указывает, что на регистрацию не представлены документы, подтверждающие факт предоставления ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» земельного участка по указанному выше адресу.

Представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направив в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст.156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, просившего отменить судебное решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, ТУ Росимущества по г.Москве обратилось в Управление ФРС по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Поляны, пересечение с ул.Скобелевская (кадастровый номер 77:06:0012002:1000).

Письмом от 02.02.2009 №14/009/2008-800 (том 1, л.д.109-112) Управлением отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в связи с неустранением в установленные сроки причин, препятствующих государственной регистрации, и явившихся основанием для приостановления государственной регистрации.

В обоснование отказа Управлением указано на то, что заявитель не представил документы, необходимые для государственной регистрации, а именно, документы, подтверждающие факт предоставления заявленного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Управление также указало, что разночтения в адресе и площади земельного участка в распорядительных документах и документах кадастрового учета не позволяют однозначно определить земельный участок как один и тот же объект недвижимости.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности данного отказа.

В силу статей 9 и 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов, представленных для регистрации права, их действительность и наличие соответствующих прав у лица, обратившегося за регистрацией. Регистрирующим органом производится проверка законности сделки и устанавливается отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.

В силу п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с абз.7 п.1 ст.17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Пунктом 1 статьи 20 Закона установлены основания для отказа в государственной регистрации прав. Так, в регистрации может быть отказано в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.

В настоящем случае предусмотренные приведенной нормой Закона основания для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 №404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении собственности на землю. Согласно данному Перечню на государственную регистрацию предоставляется заявление и правоустанавливающие документы. При этом в случае, если основанием для регистрации права собственности РФ на земельный участок является принадлежность земельного участка государственному унитарному предприятию, в качестве таких правоустанавливающих документов на государственную регистрацию предоставляются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и кадастровый план земельного участка.

В настоящем случае из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающих документов заявителем в регистрирующий орган представлены: Государственный акт на землю МО-21 №050-252, выданный Совхозу имени XXI КПСС Ленинского района Московской области, и оформивший закрепление за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков общей площадью 2315,40 га, Постановление Главы Администрации Ленинского района Московской области №1130 от 22.06.1993 «Об утверждении границ землепользования Совхоза имени XXI КПСС Ленинского района Московской области и выдаче Государственного акта», оформившее выдачу указанного Государственного акта, Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2004 №1995-РП «Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные участки ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» (Юго-Западный административный округ)», подтвердившее перечень не изъятых земельных участков ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» на территории города Москвы.

Кроме того, заявителем представлено письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г.Москве от 18.12.2008 №НА-20-05/6810, содержащее сведения о том, что земельный участок, право собственности на который подлежит регистрации, расположен в границах землевладения, предоставленного ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» на основании Государственного акта МО-21 № 050-252 от 22.06.1993.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Как следует из представленных заявителем в регистрирующий орган документов, Совхоз имени XXI съезда КПСС образован по Решению Совета Министров РСФСР (Постановление Совета Министров РСФСР от 09.03.1960 №355 «Об организации новых и укрупнении существующих совхозов и других сельскохозяйственных, предприятий в Московской области») и подчинен Министерству сельского хозяйства РСФСР (правопреемник - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации).

В соответствии с положениями Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992, Совхозом имени XXI съезда КПСС получен Государственный акт на постоянное (бессрочное) пользование землей МО-21 №050-252.

Следовательно, заявителем в регистрирующий орган представлен документ - Государственный акт на постоянное (бессрочное) пользование землей МО-21 № 050-252, удостоверяющий право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» земельным участком.

Таким образом, представленные заявителем в регистрирующий орган документы в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии у Российской Федерации права собственности на земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права собственности.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок, в регистрации права собственности Российской Федерации на который отказано, является федеральной собственностью и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС».

Регистрирующий орган приводит доводы о том, что Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МЮ-21 №050-252 из содержания которого следует, что Совхозу имени XXI съезда КПСС в бессрочное пользование 2315,40 га в Ленинском районе Московской области, никаких иных сведений об адресе и составе земельного участка данный акт не содержит, а также ссылается на разночтения в площадях и адресах расположения земельных участков по Государственному акту МО-21 №050-252 и Кадастровой выписке о земельном участке.

По мнению ответчика, указанные обстоятельства не позволяют однозначно определить земельный участок, предоставленный ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» на основании Государственного акта МО-21 №050-252.

Данные доводы регистрирующего органа не могут быть признаны обоснованными.

Факт использования спорного земельного участка ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» следует из распоряжения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 06.08.2008 №2295, изданного в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 08.10.2004 №1995-РП «Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные участки ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС». В указанном распоряжении приведен план границ земельного участка, расположенного по адресу: ул.Поляны, пересечение с ул.Скобелевская (том 1, л.д.48-49).

Кроме того, согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости городу Москве от 18.12.2008 №НА-20-05/6810, земельный участок, право собственности на который подлежит регистрации, расположен в границах землевладения, предоставленного ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» на основании Государственного акта МО-21 №050-252 от 22.06.1993.

Собранные по делу доказательства в своей совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о закреплении за ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012002:1000, заявленного к регистрации, который в силу положений ч.1 ст.3.1 Федерального закона «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» относится к федеральной собственности.

Учитывая изложенное, у Управления ФРС по Москве не имелось законных оснований, предусмотренных ст.20 Закона о регистрации, для отказа в осуществлении в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Поляны, пересечение с ул.Скобелевская, (кадастровый номер 77:06:0012002:1000).

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное выше, оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу приведенной нормы правомерно признан судом незаконным.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на УФРС по Москве восстановить нарушенное право заявителя, произведя государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009 по делу №А40-29927/09-145-215 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
  Е.В.Пронникова

     Судьи
  В.И.Попов

     Б.С.Веклич

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-29927/2009
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 августа 2009

Поиск в тексте