ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2010 года  Дело N А40-30107/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010г.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2010г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Цымбаренко И.Б.,

судей:

Попова В.И., Бекетовой И.В.,

при ведении протокола

председательствующим,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

Шаронова А.Г. по дов. от 19.01.2010г. №64/ЮД паспорт 53 03 519315.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП «Почта России»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2010г. по делу № А40-30107/10-79-157 судьи Дранко Л.А..,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ульяновской области

к ФГУП «Почта России»

о привлечении к административной ответственности

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области (далее - Управление Роскомнадзора по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 11.03.2010 года №017.

Решением от 19 апреля 2010г. Арбитражный суд г. Москвы привлек ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП, и назначил наказание в виде штрафа размере 30 000 руб. В обоснование суд признал доказанным факт совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

ФГУП «Почта России» не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявитель жалобы ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела в связи с тем, что Управление вправе производить проверку деятельности ФГУП «Почта России» только в отношении УФПС по Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России», а протокол от 11.03.2010 года №017 в отношении ФГУП «Почта России» был составлен неполномочным лицом.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что мероприятия по контролю осуществляет территориальный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации в соответствии со схемой размещения территориальных органов Роскомнадзора.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. Располагая доказательствами надлежащего извещения заявителя и  ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 №25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, со сроком действия до 11.04.2013.

С 11.01.2010 г. по 26.02.2010 г. государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией Управления Роскомнадзора по Ульяновской области на основании приказов Руководителя Управления от 29.12.2009 г. №200, от 26.01.2010 г. №040, было осуществлено плановое мероприятие по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом за соблюдением ФГУП «Почта России» сроков пересылки почтовых отправлений.

По результатам проверки установлен факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. №160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

В ходе мероприятия по контролю учтено 782 шт. письменной корреспонденции, из них: в контрольные сроки прошли-477 шт. или 61,0 %; с нарушением контрольных сроков-305 шт. или 39,0 %. Замедления в прохождении письменной корреспонденции межобластного потока составляют от 1 до 13 дней.

Нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции подтверждается наличием поставленных на оболочках конвертов оттисков календарных штемпелей объектов почтовой связи с датами места приема и доставки.

По результатам проверки заявителем был составлен акт проверки деятельности в Республике связи ФГУП «Почта России» №73-03/017 от 26.02.2010, в котором зафиксированы обнаруженные нарушения.

11.03.2010 государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, ведущим специалистом-экспертом отдела планирования, регистрации и учета субъектов надзора Управления Роскомнадзора по Ульяновской области составлен протокол №017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании указанного протокола Управления Роскомнадзора по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности доказательства по делу, полагает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы о наличии оснований для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ запрещается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N25577 при оказании услуг почтовой связи, лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Лицензиат, в частности, обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п.п. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Операторы почтовой связи обязаны, согласно ст. 16 Федерального закона №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи», обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 №160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

На основании ст. 34 Федерального закона №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Факт нарушения Почтой России условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в т.ч. Актом проверки от №73-03/017 от 26.02.2010 и протоколом об административном правонарушении №017 от 11.03.2010, а также имеющимися  в материалам дела почтовых конвертами с оттисками календарного штемпеля, свидетельствующими о сроках доставки писем (т.1,2,3).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП «Почта России» признаков вмененного ему административного правонарушения.

Как следует из материалов дела факт осуществление ФГУП «Почта России» лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства было выявлено Управлением Роскомнадзора по Ульяновской области в соответствии с требованиями, утвержденной приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 №75 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (далее – Методика) и, в частности, п. 19 и п.п. 11.6, 11.8, 11.9 Методики.

В соответствии с п. 19 Методики, рекомендуемое количество отправленных контрольных писем по универсальной услуге почтовой связи – не менее 500 в течение квартала (150 для внутриобластного потока и 350 – для межобластного потока). Термин «рекомендуемое» может выступать лишь в качестве пожелания, но не является обязательным для исполнения.

Согласно п. 11.6 Методики, отправку контрольных писем рекомендуется проводить в первые два месяца отчетного квартала.

В силу п. 14 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №110, продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

Из п. 11.6 Методики усматривается, что в целях проведения таких проверок рассылаются контрольные письма и выделяются три самостоятельных вида проверок: проверка сроков прохождения письменной корреспонденции внутриобластного потока, межобластного потока и частоты выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков. Предмет этих проверок разный и их результаты не подлежат суммированию. Суммированию подлежат показатели, полученные путем анализа разосланных контрольных писем, входящих писем в Управление и письменной корреспонденции, проверенной на объекте почтовой связи, согласно п. 11.10 Методики.

Данная Методика регулирует проведение контрольных мероприятий, проводимых как во взаимодействии, так и без взаимодействия (дистанционный контроль) с проверяемым лицом. В связи с тем, что при дистанционном контроле не проверяются показатели, полученные путем проверки письменной корреспонденции в объекте почтовой связи, Управлением Роскомнадзора по Ульяновской области суммировались результаты, полученные путем анализа разосланных контрольных писем и входящих писем в Управление.

Полученные Управлением Роскомнадзора по Ульяновской области результаты проведенного с 11.01.2010 по 26.02.2010 дистанционного контроля отражены в протоколе об административном правонарушении, а также в сведениях о результатах мероприятия по контролю и ведомостях учета письменной корреспонденции, приложенных к акту проверки ФГУП «Почта России» №73-03/017 от 26.02.2010.

В соответствии с п. 11.10 Методики, если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то государственным инспектором РФ по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.

Мероприятие по контролю проводилось путем рассылки писем по адресам территориальных органов Роскомнадзора, при этом учитывалась входящая в Управление Роскомнадзора письменная корреспонденция.

Как видно из акта проверки, количество письменной корреспонденции, прошедшей в контрольные сроки, составило менее 90%(т.1 л.д.46-47). На основании этих данных с учетом требований Методики сделан вывод о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции.

События допущенных ФГУП «Почта России» административных правонарушений, составляющих в рамках одного Акта, соответствующего п.11.10 Методики, совокупность нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), различаются по датам. В связи с этим, следует прийти к выводу, что нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) допущено в результате отдельных событий свидетельствующих об отдельных административных правонарушений, наличие которых можно констатировать только с учетом основанных на Методике выводов о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции.

Об этом свидетельствует и то, что лицензия №25577, выданная ФГУП «Почта России» Министерством РФ по связи и информатизации, содержит п. 4, в соответствии с которым лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, который регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, в связи с чем данное правонарушение является длящимся, по крайней мере, в течение всего срока проверки деятельности в области связи ФГУП «Почта России» вплоть до утверждения ее результатов в акте №73-03/017 от 26.02.2010.

Датой же выявления административного правонарушения является 11.03.2010, когда был составлен протокол об административном правонарушении, входе которого в  результате анализа и оценки всех результатов дистанционного контроля административный орган сделал вывод о наличии признаков административного правонарушения. Поэтому на день принятия оспариваемого решения по данному делу срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлена, поскольку на ФГУП «Почта России» как на обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции. При этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком возложенных на него обязанностей, судом не установлено.

Нарушений норм процессуального права при установлении факта административного правонарушения и привлечения Почты России к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» в случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009г. № 52, в части государственного контроля и надзора в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении являются: руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители; начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора.

Из протокола об административном правонарушении от 11.03.2010 №017 усматривается, что он составлен государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, ведущим специалистом-экспертом отдела планирования, регистрации и учета субъектов надзора Управления Роскомнадзора по Ульяновской области, то есть должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.3 ст.27 Закона «О связи», п.29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005г. №ПО «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи», ч.4 ст.28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.04.2009г. № 52.

Ошибочным является утверждение в апелляционной жалобе о том, что на проведение данной проверки необходим приказ (решение) руководителя Роскомнадзора либо его заместителя. Данное требование, согласно п.30 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №110, относится только к проверкам, которые проводятся во взаимодействии с операторами связи.

Таким образом, доказательства о нарушении административным органом гарантий защиты при производстве по делу, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» отсутствуют.