ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2008 года  Дело N А40-30320/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «05» ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме «11» ноября 2008 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Голобородько В.Я.

судей Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашиевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2008 года

по делу № А40-30320/08-140-99, принятое судьёй Мысак Н.Я.

по иску (заявлению) ОАО «АК «Транснефть»

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

о признании недействительными решений в части, обязать возместить НДС путем возврата.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Фоломеева Г.Г. по дов. №1 от 14.01.2008.,

от заинтересованного лица – Тихонова В.Б. по дов. №126 от 01.11.2008.,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «АК «Транснефть» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 19.03.2008 г. № 52-02-17/707 «О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа заявителю в возмещении НДС в сумме 1 089 617 630 руб.; от 22.04.2008 г. № 52-02-17/1012 «О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа заявителю в возмещении НДС в сумме 1 093 616 742 руб.; от 19.03.2008 г. № 52-02-17/706 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 22.04.2008 г. № 52-02-17/1011 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части пунктов 2 и 3 резолютивных частей данных решений - обязания внесения соответствующих необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, представления в данной части уточненных налоговых деклараций по НДС за соответствующие периоды; а также обязании инспекции возместить НДС в сумме 1 093 616 742 руб. за сентябрь 2007 г. путем возврата

Решением суда от 03.09.2008г. требования ОАО «АК «Транснефть» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «АК «Транснефть» требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При исследовании обстоятельств дела установлено, что заявителем в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по НДС за сентябрь 2007 г. (т. 1 л.д. 22-31), а также документы, подтверждающие правомерное применение ставки НДС 0 процентов по декларации за сентябрь 2007 г., согласно перечню, указанному в сопроводительном письме от 22.10.2007 г. исх. № 17-44/13903 (т. 1 л.д. 21).

По итогам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 г. инспекцией приняты решения от 19.03.2008 г. № 52-02-17/707, от 19.03.2008 г. № 52-02-17/706.

Обществом 03.12.2007 г. в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за сентябрь 2007 г. (т. 1 л.д. 43-52), а 21.01.2008 г. представлено заявление исх. № 16-44/511 о возмещении путем возврата на расчетный счет суммы НДС за сентябрь 2007 г. (т. 1 л.д. 42).

По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 г. инспекцией приняты решения от 22.04.2008 г. № 52-02-17/1012, от 22.04.2008 г. № 52-02-17/1011.

Как следует из материалов дела и решения инспекции от 22.04.2008 г. № 52-02-17/1011, исходящим письмом № 17-44/16981 от 03.12.2007 г. общество пояснило, что представление уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 г. связано с внесением исправлений в данные налогового учета и перераспределением суммы входного НДС по общехозяйственным расходам. Учитывая, что представление уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 г. не связано с изменением или дополнением пакета подтверждающих факт экспорта документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговым органом рассмотрен пакет документов, представленный одновременно с первичной налоговой декларацией за сентябрь 2007 г.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела документы, дана правильная оценка представленным доказательствам, а также обстоятельствам, послужившим основанием для вынесения оспариваемого решения.

Довод налогового органа о том, что транспортируемая нефть не помещена под таможенный режим экспорта, а услуги по транспортировке нефти к месту оформления, оказанные как дочерними обществами, так и ОАО «АК «Транснефть» должны рассматриваться как реализация услуг на территории Российской Федерации и облагаться НДС по ставке в размере 18 %, так как на момент начала оказания услуг по транспортировке нефти временные ГТД оформлены не были, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Операции, предусмотренные пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Согласно ч.3 ст. 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим экспорта считается день выпуска товаров таможенным органом.

В соответствии с  правовой позицией  Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлениях от 20.11.2007 г. № 7205/07, от 06.11.2007 г. № 19159/07, 10246/07, услуги Общества по транспортировке нефти подлежат обложению НДС поставке 0%, так как на момент совершения операций (оказание услуг по транспортировке нефти) товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта, кроме того, по характеру самих операций по оказанию услуг по транспортировке экспортируемой нефти они могут совершаться только в отношении экспортных товаров.

В соответствии с пп.23 ст. 11 ТК РФ выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 г. № 762, предусмотрено, что в графе «D» комплекта ТД1 проставляются отметки, свидетельствующие о выпуске товаров. Такими отметками являются штамп «Выпуск разрешен» и дата выпуска, которые заверяются оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и его подписью.

Операции по оказанию услуг по транспортировке нефти совершаются с момента приема нефти в пункте отправления и до сдачи нефти в пункте назначения. Наиболее поздним моментом совершения услуг по транспортировке нефти признается окончание совершения услуг по транспортировке нефти с момента сдачи нефти в пункте назначения.

Согласно п.2.3.12 типового договора ОАО «АК «Транснефть» обеспечивает сдачу нефти в пункте назначения грузополучателю с оформлением акта приема-сдачи нефти. Акты приема-сдачи нефти, оформленные в пункте назначения, подтверждают исполнение ОАО «АК «Транснефть» обязательств по договору в части транспортировки соответствующего количества нефти. Согласно п. 12.3 Инструкции по метрологическому обеспечению учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов Р 50.2.040-2004, утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 № 125-ст, акты приема-сдачи нефти, оформленные в пункте назначения, подтверждают исполнение обязательств ОАО «АК «Транснефть» перед грузоотправителями по транспортировке нефти

Таким образом, в случае помещения нефти под таможенный режим экспорта на момент совершения операции - на момент сдачи нефти в пункте назначения, услуги Общества по транспортировке нефти подлежат обложению НДС по ставке 0%.

В соответствии с представленными заявителем доказательствами (полные ГТД, акты о приеме-сдачи нефти в пункте отправления, акты приема-сдачи нефти в пункте назначения, маршрутные поручения, договоры об оказании услуг по транспортировке нефти) подтверждается, что нефть, транспортируемая до морских портов, помещается под таможенный режим экспорта не позднее сдачи обществом нефти в пункте назначения.

В решении суда полно и всесторонне  изложены обстоятельства, (со ссылками на конкретные доказательства и на материалы дела), на основании которых суд первой инстанции правильно установил, что на момент совершения операций по транспортировке нефти, указанная нефть помещена под таможенный режим экспорта.

Так, согласно маршрутному поручению №3806/Э от 01.08.2007 г. (т. 4 л.д. 37), в соответствии с договором №0007037 от 20.12.2006 г. и заказом №037-385 от 18.07.2007 г. ОАО «АК «Транснефть» произвело транспортировку нефти в объёме 100.479 тыс. тонн нефти для ОАО «Сургутнефтегаз» по маршруту: ОАО «Сургутнефтегаз» - Сургут - Платина (СП) - Лазарево - Залесье (320 км) - Приморск (Транзит) - НБ Приморск.

В маршрутном поручении №3806/Э от 01.08.2007 г. указано, что началом транспортировки нефти является Сургут - Платина (СП), а конечным пунктом является порт Приморск, указан экспортер нефти - ОАО «Сургутнефтегаз».

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762 в графе 40 «Общая декларация/предшествующий документ» указывается регистрационный номер последнего таможенного документа, принятого таможенным органом при помещении товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру, в том числе указывается регистрационный номер - предшествующей таможенной декларации, в том числе временной.

Применительно к оказанию данной услуги в деле имеется задание на платеж (т. 4 л.д. 38-40) и поручение на отгрузку экспортных грузов № 111/230 (т. 4 л.д. 41), в котором имеется ссылка на временную ГТД № 10006040/030807/0000013, которая также указана в графе 40 полной ГТД № 10006040/060907/000125 (т. 4 л.д. 45).

Как следует из графы 40 ГТД № 10006040/060907/000125 указанный товар (партия нефти) помещён под таможенный режим экспорта по ВГТД 03.08.2007 г.

В соответствии с Актом приёма-сдачи нефти № 358 от 06.08.2007 г. ОАО «АК «Транснефть» приняло указанную партию нефти - 100 479 тонн 06.08.2007 г. в пункте отправления "Западный Сургут" для транспортировки и сдало в пункте назначения порт Приморск в соответствии с Актами приёма-сдачи нефти №443 от 07.08.2007 г. и №445/2 от 08.08.2007 г. (т. 4 л.д. 50, 5П.

Таким образом, транспортируемая ОАО «АК «Транснефть» нефть помещена под таможенный режим экспорта (03.08.2007) не только до окончания услуг по транспортировке нефти (07.08.2007, 08.08.2007), но и еще до начала оказания услуг по транспортировке нефти (06.08.2006).

Согласно маршрутному поручению №3846/Э от 02.08.2007 г. (т. 4 л.д. 52), в соответствии с договором №0007037 от 20.12.2006 г. и заказом №037-423 от 26.07.2007 г. ОАО «АК «Транснефть» произвело транспортировку нефти в объёме 80 380 тыс. тонн нефти для ОАО «Сургутнефтегаз» по маршруту: ОАО «Сургутнефтегаз» - Сургут - Платина (СП) - Лазарево - Залесье (2408 км) – Ярославль 3 - НБ Приморск.

В материалах дела имеется задание на платеж применительно к данной услуге (т. 4 л.д. 53-55), а также поручение № 111/239 на отгрузку экспортных грузов (т. 4 л. д. 56), которое содержит ссылку на временную ГТД № 10006040/160807/0000042, которая также указана в графе 40 полной ГТД № 10006040/030907/000111 (т. 4 л.д. 58).

Как следует из графы 40 ГТД № 10006040/030907/000111 указанный товар (партия нефти) помещён под таможенный режим экспорта по ВГТД 16.08.2007 г.

В соответствии с Актом приёма-сдачи нефти №372 от 18.08.2007 г. (т. 4 л.д. 61) ОАО «АК «Транснефть» приняло указанную партию нефти 18.08.2007 г. в пункте отправления "Западный Сургут" для транспортировки и сдало её в пункте назначения порт Приморск в соответствии с Актом приёма-сдачи нефти №466/1 от 18.08.2007 г. (т. 4 л.д. 62).

Таким образом, нефть помещена под таможенный режим экспорта (16.08.2007) до начала и до окончания оказания услуг по транспортировке (18.08.2007 г.).

Аналогичная ситуация, прослеживается относительно оказания услуг транспортировки других партий нефти (т. 4 л.д. 28-36), что подтверждается имеющимися в материалах дела документами (т. 4 л.д. 37-132, тома с 6 по 46, т. 47 л.д. 1-21), реестром копий документов, подтверждающих право применение налоговой ставки НДС 0 % к реализации услуг по транспортировке нефти (т. 5 л.д. 134-151).

При наличии указанных обстоятельств, суд первой инстанции правильно установил, что нефть помещена под таможенный режим экспорта на момент совершения операции по транспортировке нефти.

Инспекцией не представлено доказательств, опровергающих указанные выводы суда.

Транспортировка нефти трубопроводным транспортом за пределы территории РФ, в том числе с участием морского транспорта, производится исключительно в соответствии с «Доступом нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации».

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» до принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации утверждает квартальные графики транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов с учетом обеспечения поставки на внутренний рынок нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.

В соответствии с указанными полномочиями Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации ежеквартально утверждает «Доступ нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации», содержащий графики транспортировки нефти на экспорт с указанием грузоотправителя, тоннажа, конкретных направлений вывоза, стран назначения, морских терминалов.

Таким образом, грузоотправитель вправе сдавать нефть в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на экспорт только в том случае, если ему разрешен доступ к системе магистральных нефтепроводов с правом вывезти на экспорт предельно допустимый объем нефти. Согласно п.7.1 типового договора основанием для оплаты транспортных услуг грузоотправителем является выдаваемое задание на платеж.

В заказе на транспортировку соответствующей партии нефти грузоотправитель указывает количество транспортируемой нефти, маршрут транспортировки (направление вывоза нефти за пределы территории РФ).

Таким образом, ОАО «АК «Транснефть» вправе транспортировать нефть на экспорт только тех грузоотправителей и в тех предельных объемах, которые установлены Министерством промышленности и энергетики в соответствии с «Доступом нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации».

Характер операций Общества по транспортировке нефти за пределы территории РФ, а также нормативно установленный порядок осуществления таких операций подтверждает, что транспортировка нефти обществом за пределы территории РФ может производится только в отношении экспортных товаров.

В соответствии с разъяснениями Президиума ВАС РФ (Постановления от 20.11.2007 №7205/07, от 06.11.2007 №№ 10159/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07, 1375/07) указанные операции подлежат налогообложению налогом  на добавленную  стоимость по ставке  0 процентов.

Вывод инспекции о неправомерном налогообложении услуг по транспортировке нефти по ставке 0% противоречит фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, подтверждающим помещение нефти под таможенный режим экспорта, при оказании услуг по транспортировке нефти до морских портов.

Следовательно, является несостоятельным и довод инспекции о том, что указанные операции заявителя относятся к внутреннему рынку и реализацию по указанным операциям следует отражать во внутренней налоговой декларации (по ставке 18 %).

В апелляционной жалобе налоговый орган также ссылается на то, что начало оказания обществом услуги транспортировки нефти связанно именно с оформлением маршрутного поручения; по мнению инспекции, оформив маршрутное поручение, общество уже оказывает услугу, а до этого момента временные ГТД обществом не оформлены, то есть товар не помещен под таможенный режим экспорта.

Данный довод налогового органа не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Как следует из маршрутного поручения, выдаваемого заявителем своим дочерним обществам, оно является внутренним документом. В маршрутном поручении указывается необходимая для производственной деятельности информация («задание на выполнение работ, оказание услуг»), в том числе: пункт отправления и пункт назначения - маршрут транспортировки нефти, объем нефти, подлежащий принятию и отгрузке, в том числе на экспорт, наименование экспортера, тип поставки, информация об оплате стоимости услуг по транспортировке нефти и т.д.

Ссылка налогового органа на содержание письма Минфина России от 07.02.2007 г. № 03-07-08/14, не принимается судом апелляционной инстанции, так как оказываемые обществом услуги по транспортировке нефти связаны с экспортом.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что претензий и доводов к пакету документов, предусмотренному ст. 165 НК РФ, у инспекции не имеется, задолженность по платежам у ОАО «АК «Транснефть» в бюджет отсутствуют.