ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2008 года Дело N А09-6912/2007
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Александрова В.Н.
Судей
Шелудяева В.Н.
Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Брянской городской администрации
Талюко В.А представителя доверенность от 14.04.2005 № 5/20-537н , постоянная,
от Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Петракова И.А. представителя доверенность от 09.01.2008 № 06-01,
рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2008 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 (судьи Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н., Стаханова В.Н.) по делу № А09-6912/07-21,
У С Т А Н О В И Л:
Брянская городская администрация обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области от 19.07.2007 №203 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Брянск».
Решением суда от 04.02.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом установлено следующее.
Решением Исполкома Брянского городского Совета народных депутатов трудящихся от 20.03.1974 №177 2 корпус здания общежития, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, д. 41, был передан заводу «Электроаппарат» и поставлен на баланс данного предприятия как объект социальной сферы.
Согласно плану приватизации Брянского ПО «Электроаппарат», утвержденного председателем комитета по управлению госимуществом Брянской области 22.09.1994, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения подлежали передаче в муниципальную собственность. Данный план был согласован с главой администрации Советского района г. Брянска.
С 2005 года ОАО «Электроаппарат» неоднократно обращалось в Брянскую городскую администрацию с заявлениями о приеме в муниципальную собственность города Брянска здания общежития.
На обращение предприятия от 23.04.2007. письмом от 21.05.2007 исх.№8/12-1904 Администрация указала на то, что согласно существующему законодательству Обществу необходимо обратиться в ТУ Росимущества по Брянской области с заявлением о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.
01.06.2007 ОАО «Электроаппарат» направило в адрес ТУ Росимущества по Брянской области заявление о передаче здания общежития, находящегося на балансе Общества и являющегося федеральной собственностью, в собственность муниципального образования «город Брянск».
Рассмотрев представленное Обществом заявление и приложенный к нему пакет документов, ТУ Росимущества по Брянской области направило обращение от 18.06.2007 исх.№04-2195 и пакет документов на рассмотрение в Росимущество.
На основании поручения Росимущества от 06.07.2007 исх.№СС-07/19209, Территориальным управлением по Брянской области подготовлен пакет документов в соответствии с требованиями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 и издано распоряжение от 19.07.2007 №203 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Брянск».
Не согласившись с указанным распоряжением, Администрация оспорила его в арбитражном суде.
В силу ч. 4 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 данной статьи, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда - ч.3 ст.50 Закона № 131-ФЗ.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абзацах 2,3,4 ч.11 ст. 154 упомянутого Федерального закона. При этом передаваемое в соответствии с оспариваемым по настоящему делу распоряжением имущество (жилой дом) в этом перечне не поименовано.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 200 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Согласно п. 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 № 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в Федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества» соответствующее Управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда, в том числе и общежитий.
Из изложенного следует, что Управление является органом, осуществляющим права собственника в отношении указанного выше имущества, и наделено полномочиями распоряжаться им, следовательно, оспариваемый ненормативный акт принят в пределах полномочий Управления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общежитие, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, д. 41, относится к жилищному фонду социального использования, предназначено для решения вопросов местного значения и не являтся ни одной из указанных в п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
В силу ч. 3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно п.6 ч.1 ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п.3 ч.7 ст.85 названого Федерального закона находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2001 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты, указанные в Приложении № 3, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в приложении № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеупомянутое здание общежития в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства подлежит передаче на безвозмездной основе из федеральной собственности в муниципальную собственность на основании решения Управления.
Оспариваемое распоряжение не нарушает положения Жилищного кодекса Российской Федерации и не препятствует пользованию жильцами (нанимателями жилых помещений либо собственниками приватизированных квартир) общим имуществом дома, поскольку в данном случае предметом передачи в муниципальную собственность являются не квартиры, а жилой дом как имущественный комплекс.
Как обоснованно указал апелляционный суд действующим законодательством, регулирующим порядок передачи федеральной собственности в муниципальную не определен орган местного самоуправления, уполномоченный давать согласие на принятие имущества в муниципальную собственность, и форма такого согласия, а следовательно, ссылка Администрации на необходимость получения соответствующего согласия Брянского городского Совета народных депутатов необоснованна.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу № А09-6912/07-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н. Александров
Судьи
В.Н. Шелудяев
Л.В. Степина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка