• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2008 года  Дело N А09-6949/2008

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Шелудяева В.Н.

судей

Ермакова М.Н.

Степиной Л.В.

при участии в заседании:

от Потребительского общества «Бежицкий рынок»

Ключников Ю.А. – представитель (дов. от 10.12.2008 б/н);

от Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям

Обыденников А.В. – заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (дов. от 16.10.2008 №АЩ-12/2675);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2008 (судья Малюгов И.В.) по делу № А09-6949/2008-30

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество «Бежицкий рынок» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее – Управление) от 14.08.2008 №БР-ЮЛ-ВН-0156-014/08 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.10.8 КоАП РФ.

Решением суда от 11.09.2008 требование заявителя удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить принятый по делу судебный акт в части выводов суда об отсутствии у должностного лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, принявшего оспариваемое постановление, полномочий на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Как видно из материалов дела, в период с 17.07.2008 по 04.08.2008 сотрудниками Управления проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности по адресу: г.Брянск, ул.Ульянова, 52.

В ходе контрольных мероприятий уполномоченными лицами были выявлены нарушения требований ветеринарно-санитарных правил при хранении и реализации продуктов животного происхождения.

Выявленные нарушения заключались в следующем:

- в нарушение ст.ст.12, 19, 21 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.12 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», п.7.5 СанПин 2.3.6.1066-01, п.п. 3.6.2, п.3.9.1 СанПин 2.3.5.669-97 мясомолочный павильон не оборудован холодильными витринами для реализации колбасных изделий, мясных деликатесов, масла сливочного и сыра;

- в нарушение п.7.9 СанПиН 2.3.6.11066-01 в холодильной камере №6 осуществлялось хранение охлажденного мяса в тушах и полутушах не в подвешенном состоянии, на металлических стеллажах;

- в нарушение п.3.3.2 СанПиН 2.3.5.669-97 не производится исследование качества воды для хозяйственно-питьевых целей;

- в нарушение п.6.3 СанПиН 2.3.6.11066-01 колоды для разруба мяса своевременно не спиливаются (имеют выбоины, сальный слой);

- в нарушение п.2.7 СанПиН 2.3.6.11066-01, п.3.2.7 СанПиН 2.3.5.669-97 сбор бытового мусора осуществляется в контейнер для сбора крупногабаритного мусора, который переполнен, все контейнеры не оборудованы крышками;

- в нарушение п.3.5.4 СанПиН 2.3.5.669-97, п.10.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 в мясомолочном павильоне отсутствуют педальные бачки или ведра с крышками.

Перечисленные нарушения были зафиксированы в акте от 04.08.2008.

14 августа 2008 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №БР-ЮЛ-ВН-288-019/08 и в этот же день Управление приняло постановление № БР-ЮЛ-ВН-0156-014/08 о привлечении Потребительского общества «Бежицкий рынок» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст.10.8 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требование заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст.10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 22.2 КоАП РФ определены полномочия должностных лиц, которые от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Перечисленные в названной норме должностные лица обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В соответствии с частью первой статьи 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.

Частью второй этой статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители; 2) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; 3) главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий; 4) главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте; 5) государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 №706, государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в частности:

- начальниками управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - главными ветеринарными инспекторами указанных субъектов Российской Федерации;

- заместителями начальников управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов указанных субъектов Российской Федерации;

- начальниками управлений (отделов) ветеринарии администраций районов и городов - главными государственными ветеринарными инспекторами районов, городов;

- заместителями начальников управлений (отделов) ветеринарии администрации районов и городов - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов;

- начальниками краевых, областных и городских станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов краев, областей и городов;

- начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, районных и городских ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов.

Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).

Приказом Россельхознадзора от 24.01.2004 №4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" (далее - Приказ N 4) сформированы территориальные органы - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

В соответствии с пунктами 10, 11 Перечня территориальных органов - управлений Службы по субъектам Российской Федерации (Приложение 1 к Приказу N 4) созданы территориальные органы службы по Брянской и Смоленской областям.

Пунктом 6.5 названного приказа закреплено право должностных лиц управления, являющихся государственными инспекторами по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в правонарушении.

Из материалов дела видно, что постановление от 14.08.2008 № БР-ЮЛ-ВН-0156-014/08 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 10.8 КоАП РФ принято государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.

Вместе с тем, в соответствии с положениями статей 22.2 и 23.14 КоАП РФ, государственный инспектор отдела внутреннего ветеринарного надзора не является тем должностным лицом, которому предоставлены полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным лицом.

Кроме того, согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 №2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируются среди прочих сведений событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, и под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.

В отсутствие данного лица протокол может быть составлен, если имеются доказательства извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В материалах дела отсутствуют доказательства извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении материалов административного дела.

Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ), при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Установив существенные нарушения Учреждением порядка привлечения Общества к административной ответственности и принятие оспариваемого постановления в отсутствие у должностного лица соответствующих полномочий, суд правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 14.08.2008 № БР-ЮЛ-ВН-0156-014/08 о привлечении ПО «Бежицкий рынок» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 10.8 КоАП РФ.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт изменению или отмене не подлежит.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2008 по делу № А09-6949/2008-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н.Шелудяев

     Судьи

     М.Н.Ермаков

     Л.В.Степина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А09-6949/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 16 декабря 2008

Поиск в тексте