• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2009 года  Дело N А23-2493/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Радюгиной Е.А.

Судей

Стрегелевой Г.А.

Чаусовой Е.Н.

При участии в заседании:

от общества

Селезнева А.В. – адвоката (дов. от 02.04.2007 №7 пост.),

от налогового органа

Тимченко Р.М. – главного госналогинспектора (доверенность от 02.03.2009 б/н пост.),

Седовой Н.А. – зам. начальника юр. отдела (дов. от 02.03.2009 б/н пост.),

Охотиной Е.Б. – начальника юр. отдела (дов. от 29.11.2008 б/н пост.),

от третьих лиц

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России №6 по Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу №А23-2493/07А-18-124,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Форт СВ» (далее по тексту – ООО «Форт СВ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России №6 по Калужской области от 10.07.2007 №Р-61.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.12.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение межрайонной инспекции ФНС России №6 по Калужской области от 10.07.2007 №Р-61 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 41055375 руб., доначисления пени по НДС в сумме 53352253 руб., предложения уплатить НДС в сумме 205276874 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 24182045 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 решение суда изменено. Признано недействительным и отменено решение межрайонной инспекции ФНС России №6 по Калужской области от 10.07.2007 №Р-61 в части привлечения ООО «Форт СВ» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 292793 руб., доначисления пени по НДС в сумме 418213 руб. 70 коп., предложения уплатить НДС в сумме 1463966 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 18.09.2008 постановление аплляционной инстанции отменено в связи с нарушением норм процессуального права (неизвещение третьего лица), дело направлено на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требования ООО «Форт СВ» о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России №6 по Калужской области от 10.07.2007 №Р-61 о привлечении ООО «Форт СВ» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 500 руб. Заявление ООО «Форт СВ» в указанной части удовлетворено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России №6 по Калужской области просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность постановления суда исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России №6 по Калужской области проведена выездная налоговая проверка ООО «Форт СВ» по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.11.2004 по 31.03.2006, по результатам которой составлен акт от 11.05.2007 №А-25 и принято решение от 10.07.2007 №Р-61 о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 41 055375 руб. за неполную уплату НДС и по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов в сумме 500 руб., кроме того данным решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 205276 874 руб., пени в сумме 53352253 руб. и внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.

Основанием для принятия указанного решения и доначисления спорных сумм послужил факт непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих заявленные в налоговых декларациях вычеты, а также выводы инспекции о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами, неисполняющими своих налоговых обязательств, о создании схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств.

Считая, что решение инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО «Форт СВ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения межрайонной инспекцией ФНС России №6 по Калужской области нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, предусмотренные п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ, а именно решение инспекции вынесено не в день рассмотрения материалов проверки, а позже, тем самым инспекция не обеспечила возможность общества участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки и представлять свои пояснения и возражения по делу.

Суд кассационной инстанции не может согласится с данным выводом суда по следующим основаниям.

Из содержания ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику или его представителю предоставлено право присутствовать при рассмотрении материалов любой налоговой проверки (выездной, камеральной), проведенной в отношении него, давать письменные объяснения и возражения, при этом налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

По мнению суда, налоговым органом при принятии решения 10.07.2007 №Р-61 не были соблюдены требования налогового законодательства об уведомлении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Вместе с тем, судом подтверждено, что 29.06.2007 состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика в присутствии представителей налогоплательщика.

Таким образом, следует признать обоснованным довод налогового органа о том, что инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки через своих представителей и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялись в присутствии его представителей.

Однако, судами не выяснено в силу каких причин имел место факт принятия решения не 29.06.2007, а 10.07.2007, в связи с чем вывод суда о том, что процедура рассмотрения материалов проверки не была завершена основан на предположении.

Судом не учтено, что Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Тем не менее, п.1 ст. 101 НК РФ содержит срок в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки – в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

На нарушение указанного срока, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки суд не ссылается.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям отно­сятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой про­верки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

При этом, иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут являться основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

При таких обстоятельствах постановление суда, как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения спора, подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу №А23-2493/07А-18-124 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   Е.А.Радюгина

     Судьи  
 Г.А.Стрегелева

     Е.Н.Чаусова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А23-2493/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 03 марта 2009

Поиск в тексте