• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2008 года  Дело N А54-3661/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Шелудяева В.Н.

судей

Ключниковой Н.В.

Чаусовой Е.Н.

при участии в заседании:

от ОАО «ТНК-ВР Холдинг»

Антоненко Ж.В. – представитель (дов. от 01.01.2008 №121);

от Рязанской таможни

Ельцова И.Ю. – главный государственный таможенный инспектор (дов. от 27.12.2007 №42);

№ А54-3661/2007С4

УСТАНОВИЛ:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской таможне (далее – Таможня) о признании незаконными действий таможенного органа в проставлении в представленных Обществом грузовых таможенных декларациях (далее – ГТД) №10112030/170507/0000478 (бланк №10098303) и №10112030/170507/0000479 (бланк №10098304) штампа «выпуск запрещен».

Решением суда от 22.10.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 решение суда отменено, а в удовлетворении требований ОАО «ТНК-ВР Холдинг» отказано.

В кассационной жалобе Общество просит вынесенное по делу постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей Общества и Таможни, судебная коллегия полагает, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит.

Как видно из материалов дела, 17.05.2007 ЗАО «Электроспецсервис» (таможенный брокер) от имени Общества направило в адрес таможенного поста «Рязанский нефтеперерабатывающий завод» Рязанской таможни две временные периодические таможенные декларации с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (мазута М-100) со сроком перемещения данного товара в течение июня 2007 года.

При этом вывозные таможенные пошлины были исчислены и уплачены Обществом исходя из ставок таможенных пошлин, утвержденных действовавшим на момент подачи указанных деклараций Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2007 №164 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном Союзе» в размере 63,4 доллара США за 1000 кг.

Данные декларации приняты таможенным органом и зарегистрированы под справочными номерами №10112030/170507/0000478 (бланк №10098303) и №10112030/170507/0000479 (бланк №10098304).

18 мая 2007 года Таможня возвратила таможенному брокеру ГТД с отметками в графе «Д» о запрете выпуска и с записью на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД: «Отказано в выпуске в связи с увеличением ставки вывозной таможенной пошлины с 01.06.2007 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2007 №294».

Полагая, что указанные действия Рязанской таможни не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что таможенным органом, в нарушение ч.3 ст.15 Конституции РФ, применен нормативный акт, который на момент принятия Рязанской таможней временных периодических таможенных деклараций Общества не был опубликован для всеобщего сведения.

Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении требования ОАО «ТНК-ВР Холдинг», Двадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что применение Обществом временного декларирования продукции, поставляемой на экспорт, приводит к освобождению последнего от соблюдения требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

Суд кассационной инстанции полагает данную позицию обоснованной.

В силу положений статей 123 - 125, 127, 129, 131, 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) законом предусмотрен общий порядок декларирования товаров, транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.

При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).

Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен положениями статьи 138 ТК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

В силу п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (п. 3 ст. 138 ТК РФ).

На основании п. 4 ст. 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

В силу п. 5 ст. 138 ТК РФ при использовании временного декларирования ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в п. 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 Кодекса данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин при вывозе товаров возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).

Системное толкование приведенных общих норм таможенного права (в корреспонденции с пунктом 5 статьи 138 ТК РФ) позволяет сделать вывод, что в данном случае недопустимо использование периодического временного декларирования товаров, поскольку применение такого упрощенного порядка не позволило бы в полной мере реализовать задачи и цели таможенного регулирования.

В абзаце 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.

Приведенное толкование материального закона является официальным нормативным, а, следовательно, обязательным для арбитражных судов.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ЗАО «Электроспецсервис» (таможенный брокер) от имени Общества 17.05.2007 направило в адрес таможенного поста «Рязанский нефтеперерабатывающий завод» Рязанской таможни две временные периодические таможенные декларации с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (мазута М-100) со сроком перемещения данного товара в течение июня 2007 года.

Данные декларации приняты таможенным органом в тот же день, т.е. 17.05.2007, и зарегистрированы под справочными номерами №10112030/170507/0000478 (бланк №10098303) и №10112030/170507/0000479 (бланк №10098304).

18 мая 2007 года было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2007 №294, в соответствии с которым с 01.06.2007 увеличивались ставки вывозной таможенной пошлины.

В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что перемещение товара через таможенную границу РФ после 01.06.2007 должно быть оплачено экспортной пошлины с применением ставки вывозной таможенной пошлины, установленной Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2007 №294.

Ссылка подателя жалобы о том, что в случае, если нормативный акт, которым вводятся новые ставки таможенных пошлин на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, не опубликован, то запрет на временное периодическое декларирование отсутствует, несостоятельна.

В соответствии с нормами таможенного законодательства взаимодействие между таможенным органом и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, осуществляется посредством таможенного оформления и таможенного контроля (ст. 14 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов, в соответствии со ст. 132 ТК РФ, фиксируется в день их получения таможенным органом. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Обязанности лица подать таможенную декларацию соответствует обязанность таможенного органа принять эту декларацию.

При этом наступление юридических последствий декларирования товаров, предусмотренных ТК РФ, связано не с моментом подачи лицом таможенной декларации, а с моментом ее принятия таможенным органом.

Согласно п. 3 ст. 132 Таможенного кодекса РФ с момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

С этого момента начинается таможенное оформление товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации (п.1 ст. 60 ТК РФ), исчисляются сроки выпуска товаров (ст. 152 ТКРФ), проверки таможенным органом таможенной декларации, иных документов и товаров (ст. 359 ТК РФ) и т. д.

Пунктами 19, 20 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356 (далее - Инструкция) установлено, что при выполнении всех условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в пределах срока, установленного Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет принятие таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера, который заносится в Журнал учета и регистрации таможенных деклараций.

Однако наряду с общим порядком декларирования статьей 137 ТКРФ установлен упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. 135, 136, 138 ТК РФ, который применяется по желанию декларанта при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты (своевременности уплаты таможенных платежей).

При этом статьей 137 ТК РФ не установлено, на какой стадии - при подаче декларации или при проверке декларации и документов, приложенных к ней, таможенный орган может отказать в применении упрощенного порядка декларирования, если применение такого порядка освобождает декларанта от соблюдения требований в части полноты уплаты таможенных платежей. По смыслу статьи 137 ТК РФ, решение об отказе в применении периодического временного декларирования применяется таможенным органом в момент выявления факта освобождения декларанта от уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Следовательно, данные факты могут быть выявлены как в момент подачи временной декларации, так и при проведении таможенного контроля.

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки.

Как видно из материалов дела, спорные декларации приняты таможенным органом 17.05.2006 и им присвоены номера №10112030/170507/0000478 (бланк №10098303) и №10112030/170507/0000479 (бланк №10098304).

Поскольку в процессе проверки вышеуказанных ГТД 18.05.2007 таможенном органом выявлены обстоятельства, препятствующие выпуску товара, выпуск товара был запрещен в связи с увеличением ставок вывозных таможенных пошлин с 01.06.2007 Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2007 №294, о чем свидетельствует штамп должностного лица таможенного органа в графе «Д» «Отказано в выпуске в связи с увеличением ставки вывозной таможенной пошлины».

Оценивая названные обстоятельства во взаимосвязи с указанными нормами, суд обоснованно пришел к выводу, что при проверке таможенных деклараций Рязанская таможня правомерно отказала в применении упрощенного порядка декларирования указанного товара, так как вышеуказанным Постановлением Правительства с 01.06.2007 установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого Общество предполагает вывозить товар, а именно: в течение июня 2007 года.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в деле доказательств, поэтому основания для их переоценки отсутствуют.

С учетом изложенного, оспариваемый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по делу № А54-3661/2007С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «ТНК-ВР Холдинг» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н.Шелудяев

     Судьи

     Н.В.Ключникова

     Е.Н.Чаусова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А54-3661/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 13 мая 2008

Поиск в тексте