ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2008 года  Дело N А54-3934/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Степиной Л.В.

судей

Ключниковой Н.В.

Шелудяева В.Н.

при участии в заседании:

от заявителя

от налогового органа

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «Снежинка» на  решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 (судьи Тучкова О.Г.,  Полынкина Н.А., Стаханова В.Н.)  по делу №А54-3934/2007-С8,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Снежинка» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России №4 по Рязанской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным постановления от 22.08.2007 №14-24/000062 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ.

Решением суда от 31.10.2007 Общество освобождено от административной ответственности  на основании ст.2.9 КоАП РФ, суд ограничился устным замечанием и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.03.2008 решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, так как судами не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушены нормы материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения.

Как следует из материалов дела, 07.08.2006 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон №54-ФЗ). Проверкой установлено, что 07.08.2007, в 14 часов 50 минут, в магазине, принадлежащем Обществу, при реализации товара продавцом не применена контрольно-кассовая машина, о чем 07.08.2007 составлены акт проверки №000067 и протокол об административном правонарушении от 08.08.2007 №000061.

Постановлением налогового органа от 22.08.2007  №14-24/000062 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Как видно из материалов дела, сотрудниками инспекции осуществлена проверочная закупка товара в принадлежащем Обществу магазине.

Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995  № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

С учетом изложенного, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Снежинка»  и признании незаконным постановления  Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по Рязанской области от 22.08.2007 №14-24/000062.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу № А54-3934/2007-С8 отменить.

Требования ООО "Снежинка" удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Рязанской области от 22.08.2007 №14-24/000062.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   Л.В.Степина

     Судьи
  Н.В.Ключникова

     В.Н.Шелудяев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка