ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2008 года  Дело N А54-4114/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Егорова Е.И.

Судей

Шуровой Л.Ф.

Леоновой Л.В.

При участии в заседании:

от ОАО «Спецремстройнефть»

Оловенцевой О.В. – представителя (дов. № 30 от 10.07.2008),

от Управления ГИБДД МОБ УВД Рязанской области

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Спецремстройнефть» на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 (судьи Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н., Игнашина Г.Д.) по делу № А54-4114/2007-С21,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Спецремстройнефть» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения милиции общественной безопасности МОБ Управления внутренних дел Рязанской области (далее - Управление), по аннулированию регистрации автомобильного стрелкового крана КС357732 на шасси МАЗ-5334 г/н 1023 РЯР регистрационный номер 86351, двигатель 08785, шасси 132844, 1991 года выпуска, паспорт ТС серии 62 ВТ номер 672687 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, выразившиеся в аннулировании регистрации указанного стрелкового крана.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2007 заявленные ОАО «Спецремстройнефть» требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.

ОАО «Спецремстройнефть» обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционного суда, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, при проведении планового технического осмотра стрелкового крана КС357732 на шасси МАЗ-5334 г/н1023 РЯР регистрационный номер 86351, двигатель 08785, шасси 132844, 1991 года выпуска, паспорт ТС серии 62 ВТ номер 672687, принадлежащего на праве собственности ОАО «Спецремстройнефть», возникли сомнения в подлинности исполнения заводом изготовителем маркировочного обозначения номера шасси, в связи с чем материал был направлен в Железнодорожный РОВД г. Рязани для проверки.

В ходе проверки вышеуказанное транспортное средство было направлено в Экспертно-криминалистический центр УВД Рязанской области для проведения исследования, в ходе которого было установлено, что идентификационное маркировочное обозначение шасси (рамы), подвергалось изменению путем демонтажа фрагмента маркируемой детали рамы содержащего идентификационную маркировку и установки на его место подобной детали без идентификационной маркировки; фирменная заводская маркировочная табличка на момент проведения исследования закреплена не заводом-изготовителем; установить первоначальное маркировочное обозначение шасси, представленного на исследование автомобиля, не представилось возможным, о чем составлена справка № 6496 от 20.06.2007.

Оперуполномоченным ОУР Железнодорожного ОВД г. Рязани капитаном милиции Медведевым С.А. 22.06.2007 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления. Указанное постановление утверждено и.о. начальника СКМ Железнодорожного ОВД г. Рязани 22.06.2007.

Рапортом от 12.07.2007 зам. начальнику УГИБДД УВД по Рязанской области Шевлягину В.А. доложено о необходимости аннулирования регистрации автомобиля КС357732/МАЗ-5334, г/н 1023 РЯР, принадлежащего ОАО «Спецремстройнефть».

Письмом № 18/3289 от 16.07.2007 Обществу было сообщено, что в течение двух недель регистрация автомобиля КС357732/МАЗ-5334, г/н 1023 РЯР будет аннулирована, в связи с чем необходимо явиться в МРЭО УГИБДД УВД по Рязанской области для сдачи регистрационных документов и государственных номеров.

02.08.2007 УГИБДД осуществлены действия по снятию с учета транспортного средства КС357732 МАЗ-5334, г/н 1023 РЯР.

Полагая, что указанные действия Управления ГИБДД МОБ УВД Рязанской области не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходя из п. 5.3 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994, а также с учетом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления от 22.06.2007, пришел к выводу об отсутствии оснований для ограничений на совершение регистрационных действий.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, и правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии п. 9 ст. 10 Закона РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции» милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять государственный контроль и надзор, в том числе за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показания безопасности дорожного движения.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно ст. 4 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 15 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу ст. 19 указанного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).

Согласно абз. 5 п. 11 Основных положений запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Подпункт «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998, предусматривает, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, утвержденными Приказом МВД РФ № 59 от 27.01.2003 (далее - Правила) при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

В силу пункта 17 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение (абз. 2 п. 17 Правил).

Следовательно, для снятия ограничений на регистрацию транспортного средства в мотивированном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть указано на «естественные» причины изменения маркировки, а именно на износ либо коррозию.

Как установлено судом, основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ послужило проведение Обществом ремонта стрелкового крана КС357732/МАЗ-5334, г/н 1023 РЯР, в ходе которого был заменен передний бампер на новый и заменена первая поперечина рамы, где располагалась маркировочная табличка на безномерной швеллер, в связи с чем маркировочная табличка была закреплена на новые саморезы.

При этом за регистрацией произведенных в ходе ремонта изменений Общество в Госавтоинспекцию не обращалось.

Согласно справки ЭКЦ УВД Рязанской области № 6496 от 20.06.2007 у маркируемой детали на первой поперечины рамы в передней части имеются сварные швы, не предусмотренные технологией, используемой заводом изготовителем, первичное маркировочное обозначение шасси транспортного средства КС 3577 МАЗ – 5334, 1991 года выпуска изменялось путем демонтажа фрагмента маркируемой детали рамы, содержащего идентификационное маркировочное обозначение шасси и установки на его место подобной безномерной детали. Фирменная заводская маркировочная табличка на момент проведения исследования закреплена не заводом – изготовителем, имеет следы демонтажа и повторной установки.

В связи с этим, экспертом сделан вывод о том, что установить первоначальное идентификационное маркировочное обозначение шасси автомобиля КС357732/МАЗ-5334, г/н 1023 РЯР не представляется возможным.

Между тем, п. 7.8. главы 7 ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка» установлен запрет уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта транспортных средств и их составных частей.

В соответствии с п.п. 3 п. 55 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что основанием для прекращения уголовного дела послужили иные обстоятельства, чем указаны в абз. 2 п. 17 Правил, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий УГИБДД МОБ УВД по Рязанской области, выразившихся в отказе в проведении соответствующих регистрационных действий.

В кассационной жалобе Общество ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования апелляционным судом, им дана надлежащая оценка, как несостоятельным. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.

Таким образом, поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу № А54-4114/2007-С21 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Спецремстройнефть» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Е.И. Егоров

     Судьи

     Л.Ф. Шурова

     Л.В. Леонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка