ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2008 года  Дело N А62-1134/2007

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Степиной Л.В.

судей

Ключниковой Н.В.

Шелудяева В.Н.

при участии в заседании:

от заявителя

от налогового органа

Бурлакова В.И. – заместителя военного прокурора Брянского гарнизона (доверенность от 09.01.2008 № 35/4-1-1, постоянная),

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС №2 по Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 (судьи Тимашкова Е.Н.,  Тиминская О.А., Тучкова О.Г.)  по делу №А62-1134/2007,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Смоленской области в интересах Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области (далее - Инспекция) от 18.12.2002 №784 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части №48886 и внесении об этом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.05.2007  в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока исковой давности и отсутствием  правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 решение суда отменено. Требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя прокуратуры, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что  войсковая часть №48886 зарегистрирована в качестве юридического лица на основании решения Инспекции от 18.12.2002 N 784 и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Полагая, что решение Инспекции является недействительным,  заместитель военного прокурора Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, Двадцатый арбитражный апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно положениям ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, установленных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.96 №61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон №61-ФЗ) имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с Законом №61-ФЗ и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 №1357, действовавшим до и в период внесения Инспекцией в ЕГРЮЛ соответствующей записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся исключительно к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений. Указанными нормативными актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.

Установив, что решения о придании войсковой части №48886  статуса юридического лица Министром обороны Российской Федерации не принималось, учредительные документы не утверждались и в регистрирующий орган не направлялись, Двадцатый арбитражный апелляционный суд обоснованно указал на то, что войсковая часть не обладает признаками юридического лица, в связи с чем правовых оснований для включения ее в Единый государственный реестр юридических лиц  у налогового органа не имелось.

Довод Инспекции о пропуске заявителем срока оспаривания ненормативного акта, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не может быть принят во внимание кассационной инстанцией, поскольку данный срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что о факте регистрации войсковой части №48886  как юридического лица и нарушении прав и законных интересов Министерства обороны РФ стало известно в марте 2007 года.

При таких обстоятельствах  оснований для отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 по делу № А62-1134/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
  Л.В. Степина

     Судьи
  Н.В.Ключникова

     В.Н.Шелудяев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка