ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 октября 2009 года  Дело N А64-5930/2008

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Чадова В. М.

Судей

Козелкина И.И.

Кириловой Л.Л.

при участии в заседании:

от истца : ОАО «Тамбовоблгаз»

Гриднев П.Н. – представитель (доверенность №АБ-0405/1641д от 14.05.2009г.), Емельянов В.В. – юрисконсульт (доверенность № АБ-0405/4136д  от 31.12.2008г.);

от ответчика: ПК «Милорем»

Василевич Т.В. - юрисконсульт (доверенность № 29-юр от 11.01.2009);

от третьего лица: Федеральная служба по тарифам

не явился, надлежаще извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу производственного кооператива «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  03.07.2009 по делу № А64-5930/08-9,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области «Тамбовоблгаз» (далее – ОАО «Тамбовоблгаз») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о взыскании с производственного кооператива «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» (далее – ПК «Милорем») задолженности в сумме 620966руб.   78 коп. по договору транспортировки газа по газораспределительным сетям №07-7-17-29-0771 от 27.12.2006г. в связи с отбором газа за 2007 год в объёме меньшем, чем предусмотрено данным договором.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от  02.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 решение суда первой инстанции отменено. С ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» в пользу ОАО «Тамбовоблгаз» взыскано 620 966 руб. 78 коп.

ПК «Милорем» обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  03.07.2009 отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 02.03.2009г.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что постановление суда апелляционной инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права, выразившимся в неприменении закона подлежащего применению, а именно ст.ст. 424, 438, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также в применении нормативного акта – Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (сокращенно – Методические указания), который не применим к спорным правоотношениям.

В судебном заседании представитель ПК «Милорем» поддержал доводы кассационной жалобы по изложены в ней мотивам.

Представители ОАО «Тамбовоблгаз» доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.  Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 оставить без изменения.

Как установлено арбитражным судом, 27.12.2006г. между ОАО «Тамбовоблгаз» и ПК «Милорем» был заключен договор № 07-7-17-29-0771 транспортировки газа по газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 2.1 данного договора ОАО «Тамбовоблгаз» обязалось транспортировать по газовым сетям природный газ с 01.01.2007г. по 31.12.2007г., а ПК «Милорем» обязался принять и оплатить ОАО «Тамбовоблгаз» услуги по транспортировке этого газа в согласованных объёмах, в частности, объём газа на 2007 год по договору №07-7-17-29-0771 составил 11 300,000 тыс. м3.

Поскольку установленный годовой объём газа превышает 10 000,000 тыс. м3, ПК «Милорем» в соответствии с Приказом ФСТ от 19.12.2006 г. №409-э/15 был первоначально отнесён ко второй группе потребителей с дифференцированным тарифом в размере 230 руб./1 000 м3.

Согласно актам оттранспортированного-принятого газа за 2007 год, ОАО «Тамбовоблгаз» в 2007 году оттранспортировало, а ПК «Милорем» принял газ в количестве 9 243,800 тыс. м3, то есть менее 10 000,000 тыс. м3, что в соответствии с Приказом ФСТ России от 19.12.2006г. № 409-э/15 относит ПК «Милорем» к третьей группе потребителей с дифференцированным тарифом в размере 287,57 руб./ 1 000 м3.

Поскольку ПК «Милорем» в течение 2007 года произвёл отбор газа в меньшем количестве, чем было определено договором транспортировки газа, то в конце года при расчёте платы за транспортировку газа в декабре 2007 года к нему был применён тариф, рассчитанный в соответствии с пунктом 46 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным Приказом ФСТ России от 04.09.2007г. №186-э/З  в размере 569,46 руб./1 000 м3.

Согласно акту оттранспортированного-принятого газа от 31.12.2007г. ОАО  «Тамбовоблгаз»  за  период  с  01.12.2007 г.  по  31.12.2007 г. оттранспортировало, а ПК «Милорем» принял газ в количестве ,164 тыс. м3.

Таким образом, стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных ОАО «Тамбовоблгаз» ПК «Милорем» за декабрь 2007 года составляет 1043 668 руб. 43 коп.

ПК «Милорем» филиалом «Мичуринскмежрайгаз» был предъявлен к оплате счёт-фактура №506351 от 31.12.2007г. на сумму 1043668руб.43 коп. Данная сумма была частично погашена ПК «Милорем» платёжным поручением №373 от 12.02.2008г. на сумму 150 000 руб. и платёжным поручением № 559 от 28.02.2008г. из перечисленных 600 000 руб. на сумму 272 701 руб. 65 коп.

Остаток задолженности ПК «Милорем» перед ОАО «Тамбовоблгаз» в сумме 620966 руб. 78 коп. по счёту-фактуре №506351 от 31.12.2007г. погашен не был.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО «Тамбовоблгаз» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении, заявленных требований исходил из того, что Методические указания не имеют силы федерального закона и не предоставляют истцу право на одностороннее изменение договора.

Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, отменил принятое по делу решение и признал исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд апелляционной инстанции указал на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что условиями договора предусмотрена оплата объема фактически поставленного газа.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В обоснование своего довода о необоснованности заявленных требований ответчик указывает на то, что Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом ФСТ  от 04.09.2007г. №186-э/З не имеют силы федерального закона и не предоставляют истцу право на одностороннее изменение договора.

Суд кассационной инстанции не может признать вышеназванный довод заявителя обоснованным, в связи со следующим.

В соответствии с п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки) установленные или регулируемые уполномоченными на то органами.

Пунктом 2 названной статьи определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с п.1.1. договора №07-7-17-29-0771 транспортировки газа по газораспределительным сетям от 27.12.2006г. отношения между ГРО и Потребителем по настоящему договору регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. №162, Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.11.1998г. №1370, другими действующими в Российской Федерации нормативными актами и условиями настоящего договора.

На основании ст.23 Федерального закона Российской Федерации от 12.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций – собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения.. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №332 (далее – Положение), Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

В зависимости от органа, принявшего нормативный правовой акт, принято выделять нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

В силу пункта 5.2 Положения Федеральная служба по тарифам на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчёту регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Согласно п.4.1 договора тарифы на услуги по транспортировке газа определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На момент заключения договора действовали Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 15.08.2006г. №186-э/З. Ответчик согласно его заявке был отнесен ко второй группе конечных потребителей, исходя из договорного объема газа, указанного в п.2.1 транспортировки.

Приказом ФСТ России  от 19.12.2006г. № 409-э/15 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Тамбовоблгаз» и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Тамбоврегионгаз» для соответствующей группы потребителей» утверждены тарифы на газ.

Приказом ФСТ России  от 04.09.2007г. №223-э/2 утверждены  Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Данный приказ принят ФСТ России  в пределах предоставленной компетенции, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.10.2007г., регистрационный №10253, официально опубликован, то есть он соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».  Следовательно суд апелляционной инстанции правомерно признал Методические указания, разрабатываемые ФСТ России в пределах предоставленных ей полномочий, обязательными для применения и исполнения сторонами по договору.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец произвел перерасчет стоимости транспортировки газа на следующий период, основан на неверном толковании положений Методических указаний и отклоняется судом кассационной инстанции.

Договор транспортировки газа по газораспределительным сетям заключается с потребителем на основании представленного им газораспределительной организации договора поставки газа. В договоре поставки газа указывается объем газа, который выделяется потребителю поставщиком, право транспортировать газ потребителю в количестве большем или меньшем, чем выделено, газораспределительной компании не предоставлено.

Следовательно, перерасчет стоимости транспортировки газа производиться по итогам прошедшего периода, в спорном случае к отношениям по транспортировке газа в 2007 году, для определения стоимости фактически оттранспортированного газа, а не для определения последующих отношений сторон.

Кроме того, фактический объем поставок газа переданного в предыдущем году  является основанием для отнесения конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку газа, в следующем периоде поставке.

Между тем оплата услуг по транспортировке газа производится за фактический объем газа переданный потребителю в расчетном периоде.

Как следует из материалов дела договор транспортировки газа № 07-7-17-29-0771 от 27.12.2006г. заключен на год с 01.01.2007г.  по 31.12.2007г.

Согласно п.4.3 договора транспортировки расчеты должны производиться за фактический объем оттранспортированного-принятого газа на основании актов на основании актов, подписываемых представителями сторон.

А поскольку за весь 2007 год ПК «Милорем» фактически произвел отбор газа в количестве меньшем, чем определено условиями договора, являются правомерными действия истца, основанные на применении п.п.12, 13, 41 Методических указаний, по отнесению ответчика к третьей группе потребителей.

На основании изложенного является обоснованным и вывод суда апелляционной инстанции о правомерности произведенного истцом перерасчета стоимости услуг за транспортировку газа ОАО «Тамбовоблгаз» по итогам 2007 года в декабре 2007 года, то есть в месяце отнесения ответчика к другой группе потребителей в соответствии с формулой, указанной в п.46 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 04.09.2007г. №223-э/2.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом  судебном акте выводов, такое процессуальное действие не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (ст. 286 АПК РФ).

Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции, не допущено.

С учетом изложенного оснований к отмене судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287,ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  03.07.2009 по делу № А64-5930/08-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.

     Председательствующий
   Чадов В.М.

     Судьи     Козелкин И.И.

     Кирилова Л.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка