• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 года  Дело N А64-6002/2008

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Чаусовой Е.Н.

Судей

Радюгиной Е.А.

Стрегелевой Г.А.

При участии в заседании:

от общества

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от налогового органа

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.12.2008г. (судья Михеева Е.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009г. (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу №А64-6002/08-15,

Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Трубицына Наталия Ивановна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 25.08.2008г. №548 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.12.2008г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009г. решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением судов налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 06.08.2008г. налоговым органом проведена проверка соблюдения Федерального закона РФ от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в арендуемом предпринимателем Трубицыной Н.И. торговом месте №235 мелкооптового рынка «Хладко», расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Клубная, 15, в ходе которой выявлен факт реализации продавцом 0,5кг свиной ножки по цене 40 руб. за 1 кг на общую сумму 20 руб. без применения контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия.

По результатам проверки налоговым органом 06.08.2008г. составлены акт рейдовой проверки, акт покупки, протокол об административном правонарушении №6829-3431.

Постановлением Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 25.08.2008г. №548 Трубицына Н.И. привлечена к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.

Считая постановление инспекции незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п.3 ст.2 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Налоговый орган полагает, что предприниматель обязана использовать контрольно-кассовую технику, так как по, его мнению, торговое место, с которого осуществлена продажа товара, является киоском и представляет собой оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товара, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас, с подведенной электроэнергией и холодильником.

Исходя из положений Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ, принимая во внимание Госстандарт России ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999г. №242-ст, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что спорное торговое место не является киоском или одним из перечисленных в п.3 ст.2 названного Закона мест торговли: магазином, павильоном, палаткой и др., и обоснованно признали недоказанными доводы инспекции о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения.

Выводы судов о получении налоговым органом доказательств по делу об административном правонарушении с нарушением закона, является правомерным.

В силу ст.7 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ, ст.7 Закона РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п.5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995г. №144-ФЗ проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.

В соответствии со статьей 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008г. №3125/08.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что проверочная закупка осуществлялась лично одним из проверяющих.

Поскольку, согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Довод инспекции о праве проверяющих проводить проверочную закупку в рамках проведения проверки применения контрольно-кассовой техники отклоняется, как не основанный на законе.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.12.2008г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009г. по делу №А64-6002/08-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий  
   Е.Н. Чаусова

     Судьи
  Е.А. Радюгина

     Г.А. Стрегелева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-6002/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 12 мая 2009

Поиск в тексте