ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 года  Дело N А68-217/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Степиной Л.В.

судей

Панченко С.Ю.

Стрегелевой Г.А.

при участии в заседании:

от заявителя

- Кондрашова В.И. – представителя, доверенность от 20.06.09, б/н, постоянная;

- Суменкова Г.Н. - представителя, доверенность от 20.06.09, б/н, постоянная;

от администрации г.Тулы;

от комитета имущественных и земельных отношений

от ОАО «Музыкально-литературный салон»

- Орлова Б.А.- представителя, доверенность от 09.01.08 № 4, постоянная;

- Орлова Б.А.- представителя, доверенность от 26.09.08 №5800, постоянная;

- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый век» на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.03.09 (судья Драчен А.В.) по делу № А68-217/09,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственность «Новый век» (далее по тексту - ООО «Новый век, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным п.1 постановления главы администрации г. Тулы (далее – администрация)  от 08.09.08 №3352 «О создании открытого акционерного общества «Музыкально-литературный салон» путем преобразования муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «Музыкально-литературный салон» в части определения величины уставного капитала ОАО «Музыкально-литературный салон», и исключении из уставного капитала ОАО «Музыкально-литературный салон» стоимости встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д.19, (литер А), этаж – один, в пятиэтажном доме, общей площадью по техническому паспорту  578,2 кв.м., 1958 года постройки, инвентарный номер 10, в размере 325000 руб.; о признании недействительным п.2 постановления главы администрации г. Тулы от 08.09.08 №3352 об утверждении Передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «Музыкально-литературный салон» от 01.07.08, с приложением №1 «Состав имущественного комплекса МУП «Музыкально-литературный салон» передаваемого ОАО «Музыкально- литературный салон», в части включения в состав имущественного комплекса МУП «Музыкально-литературный салон» и передачи вышеуказанного имущества последнему; об исключении из уставного капитала ОАО «Музыкально-литературный салон», сформированного в передаточном акте от 01.07.08 и в приложениях №1, №2 стоимости встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.19 (литер А), общей площадью 578,2 кв.м., остаточной стоимостью 325000 руб.; о признании недействительным п.1 решения Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (далее – комитет) от 14.10.08 №317 в части определения величины уставного капитала и исключении из уставного капитала ОАО «Музыкально-литературный салон» стоимости упомянутого выше помещения; о признании недействительным п. 6.2 Устава ОАО «Музыкально-литературный салон» в части определения величины уставного капитала и исключении из уставного капитала названного имущества; о применении последствий недействительности ничтожной сделки и возврате в собственность МО г. Тулы, расположенных по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.19, следующих нежилых помещений: нежилое помещение №1 с номерами комнат на поэтажном плане 1, 2, 2-а, 3-19, 21-24, 1 этаж; нежилое помещение № II с номерами комнат на поэтажном плане 1-4, 1эатж, общей пл. 578, 20 кв.м., лит. А, условный   № 71-71-01/003/2007-119.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.03.09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в отношении МУП муниципального образования г. Тула «Музыкально-литературный салон» прекращено, в связи с исключением последнего из Единого государственного реестра юридических лиц.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе и  объяснениях представителей лиц, участвующих в судебном заседании,  кассационная инстанция, считает, что суд не полно исследовал все обстоятельства по делу в связи с чем  оно подлежит направлению на новое рассмотрение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Новый век» в период с 09.06.03 по 20.12.05 пользовалось встроенными нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.19, лит. А общей площадью 582,4 кв.м. на основании договора аренды от 09.06.03 №Ц-2003467.

20.12.05 между ООО «Новый век» и Комитетом по управлению имуществом г. Тулы был заключен договор №Ц-2005922 аренды встроенных нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.19, лит. А общей площадью 578,3 кв.м. I-№ 1-24, 2а, II-№1-4. Срок аренды был установлен до 31.12.08. Договор зарегистрирован УФРС по Тульской области 31.03.06, о чем имеется соответствующая запись.

Задолженности по арендной плате истец не имеет.

Постановлением главы администрации г. Тулы от 20.06.06 №955 было предписано МУП «Музыкально-литературный салон» в срок до 01.08.06 осуществить ряд действий в целях подготовки решения об условиях приватизации предприятия.

Постановлением главы администрации г. Тулы от 13.04.07 №1360 было изъято с баланса МУП «Квартал» и закреплено на праве хозяйственного ведения на балансе МУП «Музыкально-литературный салон» недвижимое имущество, в том числе помещения, расположенные по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 19, лит. А, площадью 578,3 кв.м.

Тульской городской Думой принято решение от 30.01.08 №40/924, которым утвержден Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы.

В Перечень муниципальных унитарных предприятий г. Тулы, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества в 2008г. (раздел 2.2 Прогнозного плана приватизации) под номером 11 было включено МУП «Музыкально-литературный салон» с остаточной балансовой стоимостью основных фондов – 3 622 000 руб.

По передаточному акту, подписанному директором МУП «Музыкально-литературный салон» 30.06.08 и директором ОАО «Музыкально-литературный салон» без указания даты, последнему было передано имущество, составляющее имущественный комплекс предприятия, в том числе встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д.19 (литер А) в пятиэтажном доме общей площадью 578,2 кв.м.

Согласно расчету балансовой стоимости имущества муниципального предприятия, стоимость его активов на 01.07.08 составила 23 498 000 руб., куда вошла стоимость спорных помещений.

Данный акт утвержден постановлением главы администрации г.Тулы 08.09.08 №3352 (пункт 2).

Указанным постановлением предписано создать открытое акционерное общество «Музыкально-литературный салон» (ОАО «Музыкально-литературный салон») путем преобразования муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «Музыкально-литературный салон» с уставным капиталом 23498000 руб., состоящим из 23498 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая (п.1 постановления).

Право хозяйственного ведения МУП «Музыкально-литературный салон» было зарегистрировано 15.08.08, что подтверждается свидетельством УФРС по Тульской области 71-АВ № 122804.

Решением Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от 14.10.08 №317 утвержден Устав ОАО «Музыкально-литературный салон». Пункт 6.2 указанного Устава предусматривает, что Общество имеет уставный капитал в размере 23498000 руб., который разделен на 23 498 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия у истца преимущественного права на приобретение нежилого помещения, недоказанностью ограничения прав и обязанностей истца и отсутствия нарушений требований закона при приватизации спорного имущества.

Между тем, выводы суда об отсутствии нарушений требований законодательства при проведении приватизации имущества и недоказанности ограничения прав и обязанностей истца являются недостаточно обоснованными и неверными в связи со следующим.

Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств осуществляется судом на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в законную силу 05.08.2008 (далее - Закон № 159-ФЗ) предоставляет арендатору преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в данном законе.

Также, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее по тексту - Закон № 209-ФЗ)  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона  № 209-ФЗ и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 159-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В связи с этим суд должен был проверить последовательность и правомерность действий администрации и МУП «Музыкально-литературный салон» по приватизации спорного имущества, законность владения последним этим имуществом, определить целевое назначение имущества и его использование в уставной деятельности МУП «Музыкально-литературный салон».

Суду надлежало дать оценку необходимости, обязательности и правомочности включения спорного имущества в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации МУП «Музыкально-литературный салон».

Суд также должен был оценить довод заявителя с учетом представленных доказательств и обоснований о том, что действия администрации и комитета были нацелены  на исключение из сферы действия Закона № 159-ФЗ имущества, арендованного ООО «Новый век».

При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в связи с нарушением судом положений статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к неполному и необъективному исследованию всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, проверить все доводы заявителя, дать им надлежащую оценку и принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 19.03.09 по делу №А68-217/09 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Тульской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   Л.В.Степина

     Судьи
   С.Ю.Панченко

     Г.А.Стрегелева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка