• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 года  Дело N А68-3928/2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.

Судей

Степиной Л.В

Леоновой Л.В.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Крез»

не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

от Департамента земельных и имущественных отношений Тульской области

не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крез» на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу №А68-3928/09-156/8,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Крез» (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Департамента земельных и имущественных отношений Тульской области (далее – Департамент) от 21.05.2009 №35-01-14/3031 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула. Центральный район, ул. Скуратовская, д. 137, кадастровый номер 71:30:080201611, по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; обязании предоставить в собственность указанный земельный участок по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи помещения от 24.10.1994 ООО «Крез» приобрело у некоммерческой организации - Тульский областной союз потребительских обществ (Тулоблпотребсоюз) объект незавершенного строительства – магазин, расположенный по адресу: г. Тула. ул.Скуратовская, д.137.

серии 71-АВ №142838.

Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, предоставлен Обществу на основании договора аренды от 18.03.1996№495, заключенного с Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы.

ООО «Крез» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Тульской области с заявлением от 01.04.2009 №35-01-13/1791 о приобретении земельного участка, расположенного по адресу: г.Тула, Центральный район, ул. Скуратовская, д.137, в собственность на льготных условиях (по цене, не превышающей 2,5% кадастровой стоимости участка).

В ответ на указанное заявление Департамент сообщил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели здания (в том числе возведенные на месте разрушенных или реконструированные) в собственность непосредственно из государственной (муниципальной) собственности вправе приобрести земельные участки за 2,5% кадастровой стоимости участка. Для всех иных покупателей покупная цена установлена пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законом Тульской области от 18.03.2008 №984-ЗТО в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Из представленных Обществом документов следует, что отсутствуют доказательства отчуждения недостроенного помещения магазина из государственной или муниципальной собственности.

Не согласившись с отказом Департамента в продаже земельного участка на льготных условиях, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обосновано руководствовались следующим.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения,

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками положенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

№984-ЗТО (в редакции, действовавшей в спорный период), до 1 января 2010 года на территории Тульской области установлена цена земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, а также если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

При продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, установлена цена земли в городе Туле - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - пункт 2 статьи 1 Закона от 18.03.2008 №984-ЗТО

Из содержания приведенных норм следует, что определяющими условиями для применения данной нормы являются:

- наличие зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке;

- объект недвижимости должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности;

При этом, положения пункта 1 статьи 2Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность с применением льготного порядка расчетов. Такими лицами могут являться, как непосредственно получившие объект недвижимости в собственность в результате приватизации, так и иные лица, в последующем приобретшие данное имущество на законных основаниях.

Как видно из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, приобретенный Обществом 24.10.1994 в результате совершения гражданско-правовой сделки у Тульского областного союза потребительских обществ (Тулоблпотребсоюз).

На основании статьи 93 Гражданского кодекса РСФСР (действовавшего на момент приобретения обществом 24.10.1994 недостроенного здания магазина) помимо государственной (общенародной) собственности существовали иные её формы: колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций; личная собственность граждан (трудовые доходы).

В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», под приватизацией (на момент приобретения Обществом здания) понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность имущества государственных и муниципальных предприятий, а также принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Данный закон устанавливал также процедуру приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий.

Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что приобретенный по договору купли-продажи от 24.10.1994 объект незавершенного строительства находился в собственности Тулоблпотребсоюза в связи с отчуждением его из государственной или муниципальной собственности.

На основании изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в отношении земельного участка, расположенного под таким строением, не может быть применен льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.

По этим же основаниям подлежит отклонению ссылка заявителя на статью 35 ЗК РФ, так как положения указанной нормы закона не распространяются на правоотношения, связанные с определением цены выкупаемого земельного участка.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу № А68-3928/09-156/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н. Шелудяев

     Судьи

     Л.В. Степина

     Л.В. Леонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А68-3928/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 20 ноября 2009

Поиск в тексте